Подводный мир тропиков и Панамского побережья

Подводный мир тропиков и Панамского побережья

Многие еще со школы знают, что жизнь на планете в первоначальных своих проявлениях зародилась в глубинах морей и океанов. И действительно, океанские просторы по разнообразию форм живых существ оставили далеко позади и сушу, и воздушные просторы. Благодаря слабой, замедленной активности в таких аспектах, как температура, соленость, насыщенность кислородом и микроорганизмами, эта среда является родным домом для самых привередливых живых существ. Неслучайно подавляющее большинство их сконцентрировано на узкой полоске вокруг Земли вдоль экватора, там, где солнце находится строго в зените один раз в году: в день летнего солнцестояния в северном полушарии и зимнего солнцестояния в южном. Это так называемые тропик Рака и тропик Козерога. В широтах, расположенных между ними, солнце бывает в зените только два раза в году. И именно в этом поясе отмечено наибольшее распространение разнообразных кораллов и здесь же сосредоточена большая часть коралловых рифов мира.

    Рифы ошеломляют каждого. Пожалуй, трудно найти более красочное чудо природы в этой на первый взгляд безудержной карусели тысяч видов рыб, моллюсков, ракообразных и других животных при желании и терпении можно усмотреть четкий порядок, повторяющийся изо дня в день, из года в год. Сотни, тысячи живых существ открываются взгляду ныряльщика, пустившегося в погружение с аквалангом. Невозможно не восхищаться видом, открывающимся под поверхностью воды, где над множеством кораллов мелких видов возвышаются отдельные разветвленные, как оленьи рога, колонии или густо разросшиеся коралловые рощи из гибких, ветвистых горгонарий, которые в свою очередь являются прибежищем для пестро окрашенных улиток, креветок, мелких рыбок и охотящихся на них морских звезд, хищных моллюсков, крабов и более крупных хищников рыб. Кораллы разных форм и расцветок нередко уступают место различным губкам, здесь же, в расщелинах, множество хрупких офиур, а на каменистом или песчаном дне, иногда полностью зарывшись в песок, лежат крупные голотурии (морские огурцы), крупные виды двустворчатых моллюсков, такие, например, как тридакна, тоже предпочитают коралловое окружение, которое, помимо прочего, еще и создает дополнительный комфорт, обеспечивая этих малоподвижных жителей необходимыми для жизни условиями.

    Коралловые острова изобилуют пещерами. Для любителей дайвинга вход в подводную пещеру всегда выглядит заманчиво. Как правило, внутри пещеры все погружено в темноту, поэтому сначала невозможно понять, какая она маленькая или большая, есть в ней обитатели или она безжизненно пуста. На крутых склонах коралловых рифов подводные полости встречаются часто. Это могут быть и совсем небольшие отдельные пещерки, и целые лабиринты сложные системы, состоящие из залов, связанных между собой с помощью проходов и лазов. Иногда вход в пещеру прикрыт портьерой, образованной поселением горгонарий, которые начинают шевелиться, потревоженные рыбой спинорогом, отправляющимся на охоту. Внутри пещеры совершенно особый мир, абсолютно чуждый для человека. Пока Ваши глаза привыкают к темноте, Вы постепенно начинаете замечать, что пещера полна движения. Крупные груперы, мурены и любящие устраиваться здесь на отдых небольшие акулы вот только некоторые из местных обитателей, с кем Вам придется столкнуться. Свет, проникающий через вход в пещеру, обычно достаточно сносно освещает ее, однако самые интересные детали можно разглядеть только при помощи фонаря. Вход в пещеру наиболее эффектно смотрится изнутри: скалистые края входа обрамлены занавесом из горгонарий, стены вокруг входа обрастают красными известковыми водорослями и пластинчатыми колониями кораллов, между которыми в свете фонаря сверкают снующие стайки красных, белых или полосатых рыб-солдат с огромными глазами, золотых померанцевых рыб, а на дне среди камней можно видеть даже осьминогов и больших морских раков лангустов.

    Суточные колебания температуры на коралловых рифах настолько незначительны, что любители подводного плавания могут выбирать для погружения любое время утро, сумерки, или ночь. Наиболее сильное впечатление риф производит примерно за час до захода солнца. В течение этого часа темп жизни на рифе резко возрастает и его обитатели проявляют бешеную активность: кормящиеся рыбы стремительно носятся по всему рифу, яростно атакуют свои жертвы хищники, в эти минуты начинается миграция целых стай или отдельных особей рыб. Покидая те места, где они обитают днем, рыбы уходят в более безопасные убежища, где проводят ночные часы. Повсюду происходит одно и то же: одни постоянно преследуют, другие постоянно убегают. В это время появляются сотни голодных охотников: блестящие силуэты каранксов и помпано плавно скользят в сверкающей массе, состоящей из мелких рыбешек, стайный инстинкт которых заставляет их еще плотнее сбиваться воедино. Эти живые облака, покачиваясь, перемещаются как единое целое, поскольку каждая из рыбок, в силу стайного инстинкта, который вырабатывался на протяжении тысяч лет эволюции, постоянно стремится быть внутри стаи. Макрель, тунец, барракуда и главные хищники этих мест рифовые акулы постоянно патрулируют зоны скопления стайных рыб, высматривая случайно отбившихся рыбешек. В этих условиях как опытным дайверам, так и начинающим спортсменам-любителям подводного плавания необходимо соблюдать осторожность, поскольку оказаться в центре вихря сверкающей чешуи отнюдь небезопасно, особенно когда к охоте приступают белоперые акулы.

    На рифе нет постепенной замены дневного населения ночным. В сумерки многие виды рыб, активность которых приходится на дневные часы, покидают толщу воды, а большинство активных в ночное время рыб еще не появляются к этому времени. Вот почему каждый вечер и каждое утро в течение примерно получаса риф представляет собой безжизненное место, лишь отдаленно напоминающее своими очертаниями феерическое великолепие дневного кораллового карнавала. Спустившись под воду в эти минуты с фонариками, ныряльщики могут стать свидетелями интереснейших сцен подготовки к ночным действиям и увидеть появление ночных обитателей морского царства, которые прятались от врагов днем. У большинства ярко окрашенных днем рыб с приближением сумерек начинает меняться окраска. Она может быть более тусклой, а может имитировать цвет песка, камней и т. д. Одни прячутся в расщелинах скал и гротов или в зарослях кораллов, другие, отправляясь на ночной покой, зарываются в песок. Самый оригинальный способ ночлега изобрела обитающая в этих водах рыба-попугай: она сооружает для себя кокон из отпугивающей ночных хищников слизи, благодаря которой безмятежно проводит ночь. В темноте резко изменяется и поведение кораллов: сначала в глубоких затемненных расщелинах, а позднее и на открытых участках рифовых островов по мере наступления сумерек коралловые полипы раскрывают кроны своих щупалец, на поверхности коралловых зарослей появляются скрытые днем маленькие прозрачные щупальца, а похожие на большие валуны массивные колонии этих животных преображаются колышущимся разноцветьем. Красные, желтые, оранжевые щупальца этих существ, свешивающиеся из каждой чашечки, судорожно вздрагивают каждый раз, когда им удается поймать планктонное животное. На многих коралловых глыбах ночью можно видеть распустившиеся наподобие маленькой сети перистые руки, принадлежащие одним из самых древних обитателей океана морским лилиям.

    Среди большого числа животных, обитающих на кораллах и появляющихся в темное время суток, можно увидеть также офиур горгон, самых причудливых многоруких родственников морских лилий. Все они, как правило, стремятся занять самые высокие точки, располагаясь ночью на выступающих частях кораллов либо устраиваясь в зарослях горгонарий в метре-двух от дна. Ночью в свете луны из многочисленных укрытий появляются и самые красивые хищные моллюски, которые отыскивают свою добычу при помощи чувствительных рецепторов, способных улавливать растворенные в воде вещества, принадлежащие их потенциальным жертвам. Оливы, волюты и обладающий смертельно опасным ядом очень красивый брюхоногий моллюск-конус медленно обследуют дно в поисках подходящего для нападения объекта и, найдя его, действуют быстро и решительно.

    По большей части ночи на рифе не бывают абсолютно темными: яркими искорками мерцает почти невидимый днем планктон, в ночные часы, когда нет облаков, свет от полной луны позволяет видеть без фонаря, что происходит под водой на глубине до двадцати метров. Однако более полная и многокрасочная картина рифового царства все-таки предстает при искусственном освещении. Для большинства подводных туристов наиболее доступной ночью частью рифа является прибрежное мелководье. В это время множество различных животных выбираются из укрытий на мелководье и рифовые платформы. Морские звезды, ежи, причудливые морские черви и удивительные голожаберные моллюски начинают свою жизнь в эти часы.

    Самые распространенные ползающие по дну моллюски, обычно в больших количествах появляющиеся здесь, это каури, или фарфоровые улитки с ярко окрашенными раковинами, которые относятся к животным, избегающим дневного света. Всё описанное можно наблюдать целую ночь, пока первые солнечные лучи не пронзят океанские воды. Это самое интересное время для погружения под воду. События, которые происходили на рифе в сумерках накануне вечером, разворачиваются как бы в обратном порядке: прячутся ночные обитатели, скрываются в своих пещерах и расщелинах улитки и креветки, исчезают, втягиваясь внутрь, щупальца ночных корашюв, просыпающаяся рыба-попугай стряхивает с себя свой ночной кокон из слизи и тут же продолжает ощипывать покрытые водорослями кораллы и камни. Не менее интересна и разнообразна наземная жизнь на многочисленных островах, расположенных по обе стороны Панамы. В водах, омывающих побережье, можно встретить самых больших современных обитателей океанов: недалеко от берегов острова Койба, который находится на Тихоокеанском побережье, в определенное время года встречаются небольшие стаи приплывающих из северных морей касаток, а остров Табога, или Де-лас-Флорес, знаменит своими красотами, которые, как известно, произвели большое впечатление на великого французского художника Поля Гогена. В другой части страны, на побережье Атлантического океана, в провинции Бокас-дель-Торо, расположились омываемые кристально чистыми водами фантастически красивые островки с девственной природой – Колон, Пахарос, Игуана и другие. Здесь можно свободно плавать вместе с морскими черепахами, можно увидеть стаи дельфинов, можно наблюдать за жизнью ламантинов, или, как их еще называют, морских коров больших добродушных и вполне безобидных морских млекопитающих животных, достигающих в длину до пяти метров. В определенное время года появляются из полярных вод киты-горбачи.

    Уникален в своем роде остров Каньяс: в течение нескольких дней в период с августа по сентябрь по ночам сотни огромных морских черепах выходят на песчаный берег, для того чтобы отложить в теплом песке яйца, из которых спустя несколько недель вылупляются маленькие черепашки биссы, логгерхеды, ридлеи, зеленые и кожистые. Все они тысячными толпами торопливо устремляются в прибрежные воды, чтобы начать новую жизнь и продолжить свой род. Невероятное количество разнообразных морских пернатых, в том числе пеликаны, олуши, крачки, альбатросы, буревестники, фрегаты и другие птицы, поселившиеся на островах, образуют огромные птичьи базары все это, плюс множество ящериц-игуан, делает посещение этих мест просто незабываемым.

Автор: Albina Khusniyarova


Leave a Reply