Румба – танец несчастной любви

Румба - танец несчастной любви

Румба парный кубинский танец африканского происхождения, популярный сегодня не только на Кубе, но и во всем мире. Особенно любим этот танец в жарких странах, не стала исключением и Панама. Румба – дух и душа латиноамериканской музыки и танца. Очаровательные ритмы и движения тела делают румбу одним из наиболее популярных бальных танцев, многие партнерши считают этот танец самым любимым. Отличительная черта румбы это эротические плавные движения, соединенные с широкими шагами.

Румба появилась в Гаване в 19-ом веке в комбинации с европейской Contradanza. Название Rumba по одной из версий происходит от названия танцевальных групп в 1807 году rumboso orquestra, хотя в Испании слово rumbo означает путь. Румба – это танец африканских негров, привезенных на Кубу, родился этот танец в бедных африканских кварталах. Каждую субботу соседи собирались вместе, чтобы раствориться в этом танце и таким образом забыть свои печали и горести.

У танца два источника – испанский и африканский: испанские мелодии и африканские ритмы. Хотя основы танца – кубинские, многие движения появились на других карибских островах и в Латинской Америке вообще. Первоначально румба – сексуальная пантомима, исполняемая в быстром ритме с преувеличенными движениями бедер в характере сексуальных агрессивных домогательств мужчины и защитных движений со стороны женщины. Сельская форма румбы на Кубе – это подобие брачных танцев домашних животных, скорее представление, чем танец. Движение плечей и сокращение боков в танце – это движения рабов под тяжелой ношей груза в руках. Движение кукарача (Cucaracha) – это имитация раздавливания тараканов. Спот-поворот (Spot Turn) на кубинском селе залихватски танцевался вокруг обода колеса телеги

Изначально не существовало четкого разделения танцев румба и ча-ча-ча, из-за чего вся характерная для этих танцев музыка подпадала под категорию румбы. По прошествии времени танцы четко разделились. Музыка румбы приобрела более медленный темп, стала сочиняться, как правило, в минорном ладу, а музыка ча-ча-ча стала быстрее, и пишется как в мажорном, так и в минорном ладу. В связи с этим многие знаменитые в прошлом румбы с современной точки зрения следует считать скорее ча-ча-ча или даже вообще невозможно четко классифицировать как один из этих танцев. Так, например, знаменитая мелодия Кукарача, считавшаяся румбой, не является ни ею, ни ча-ча-ча с современной точки зрения.

Наиболее известной во всем мире мелодией румбы нужно считать знаменитую Guantanamera, написанную Жозеито Фернандесом и быстро ставшую классикой румбы. Популярная мелодия румбы La Paloma была известна на Кубе с 1866-го года. Сложные, накладывающиеся друг на друга ритмы, выстукиваемые горшками, ложками, бутылками были более важны для танца, чем мелодия. Вариант румбы, похожий на тот, который танцуется сегодня, появился в США в 1930-ых, как соединение сельской румбы с другими танцами. После первой мировой войны появился танец Son, танец кубинского среднего класса – с ритмом помедленнее и с движениями поприличнее. Еще медленнее Danzon, танец богатого, солидного общества на Кубе.

Первая серьезная попытка популяризовать румбу в США была в 1913-м, когда появился оркестр, играющий румбу. Десятью годами позже руководитель оркестра Эмиль Колеман специально пригласил не только музыкантов, но и пару танцоров румбы. Реальный интерес к латинской музыке появился приблизительно с 1929-го года. В конце 1920-ых Хавьер Когат сформировал оркестр, который играл только латиноамериканскую музыку. В Европе румба появилась благодаря энтузиазму и блестящим интерпретациям Пьера Лавелля. Пьер и Дорис Лавелль, имевшие танцевальную школу в Лондоне, разработали полноценный вариант исполнения этого танца кубинскую румбу. В 50-ых они очень много выступали с показательными выступленями и уроками латиноамериканских танцев в Лондоне.

Румба развивалась на базе ярко выраженных ритмов и хоровых голосов. Вообще, можно сказать, что румбой являются все танцы, которые были созданы кубинцами. В настоящее время танец румба известен во всем мире. Сначала зрителями танца были посетители кабаре, где исполнялась румба, затем он появился на телевидении и приобрел уже мировую популярность.

В начале 19-го века на Кубе существовало три варианта румбы: ямбу – парный танец с относительно медленными и спокойными движениями, в основном танцуется пожилыми людьми, колумбия – мужской сольный танец, исполнитель делает сложные элементы, акробатические трюки, демонстрируя свои танцевальные способности, и, получившая широкую популярность получила румба гуагуанко – танец, во время которого кавалер следует за дамой в поисках соприкосновения бедрами, а дама старается этого избежать. В этом танце дама как бы является объектом дерзкого ухаживания и старается сдержать страсть своего партнера. Возможно из-за этого за румбой и закрепилось название – танец любви. Коренную эволюцию румбы претерпела, будучи вывезенной в США. Наравне с экспансивной, эротичной кубинской появилась румба американская с более сдержанными движениями и стилем. Именно этот вариант румбы и распространился по всему миру, завоевав сердца нескольких поколений танцоров и просто ценителей латиноамериканской культуры.

В современном танце многие из основных фигур несут в себе старую историю попытки женщины доминировать над мужчиной при помощи женского обаяния. Во время танца всегда есть элемент, когда партнерша дразнит партнера и затем убегает, мужчина сначала соблазняется, а затем партнерша его бросает и стремится к другому. Другому партнеру, судье, зрителю… На страстные эротические движения партнерши партнер через ответные движения выражает желание обладать ею, пытается доказать свою мужественность через физическое доминирование, но, увы, обычно ничего не добивается.

Среди всех бальных танцев румба характеризуется наиболее глубоким эмоциональным содержанием. Однако при этом нередко румбу ассоциируют не просто с любовью, а с любовью несчастной, одиночеством. Контраст ярко выраженного эротического характера танца и драматического содержания музыки создаёт неповторимый эстетический эффект. Примечательно, что румба изначально была свадебным танцем, а ее движения обозначали не что иное как семейные обязанности супругов.
Автор: Юлия Апрельская


Leave a Reply