Связан ли Кецалькоатль с птицей кецаль (кетцаль)

Связан ли Кецалькоатль с птицей кецаль (кетцаль)

Прежде чем говорить о Кецалькоатле, следует сказать несколько слов об образе змея в целом.

Любой миф развёртывается по кругу, это какой-либо цикл, для удобства лучше считать его солнечным. На верху круга находится лето, север, свет и небо, внизу зима, юг, тьма и вода. Змей это верёвка, соединяющая верх и низ, как на посохе Асклепия, молния, ударяющая с небес в пучину вод, солнце на своем пути от летнего к зимнему солнцестоянию. Символы змея петля или что-то похожее на руну зиг. Как обитатель верхнего мира змей существо солнечное, мужское и положительное. Как обитатель нижнего мрачное, женское и, в то же время, мудрое (мудрость в мифе часто хтонична). Наверху змей победитель, внизу требует змееборца, чтобы потерпеть поражение и выпустить не то героя, не то самого себя наверх, из зимы к весне. Еще внизу змей стережёт сокровища возможно, те самые силы плодородия, то таинственное, что делает возможным зарождение вообще. Таким образом, от змея следует ожидать сочетание таких противоречивых черт, как солнечность, мрачная водянистость, мудрость (черты культурного героя) и непосредственная роль в сюжете о змееборце.

Что мы и видим в Кецалькоатле, может, и не столь панамском, но важном божестве этого региона планеты. В образе человека он носит плюмаж из перьев кецаля (также кетцаля или кетсаля) и высокую шапку из шкуры ягуара обычную одежду хуастеков, среди которых почитался он в Центральной Америке, впоследствии перекочевав от них к ацтекам. Как змея, коатль, он зарос кецалем, то есть всего-навсего зелеными перьями, птица кецаль, живущая в Панаме, поросла ими же, вот и вся связь. Культ его расцвел необычайно, и Кецалькоатль стал верховным божеством ацтеков. Еще он бог ветра, планеты Венера, близнецов и чудовищ (хтоническая ипостась, под землёй он как бы смотрит на обе стороны года). Родители его Мишкоатль и Чимальмат. Мишкоатль облачная змея – бог звёзд и туч, в руках несёт дротики, чем напоминает Зевса или Перуна, в любом случае явный образ небесного змея. Известна точная дата рождения Кецалькоатля 947-й год нашей эры. Сам Кецалькоатль тоже фигура скорее солнечная, чем хтоническая. Он бог-демиург, создатель мира и человека. Последнего он творит весьма примечательно, выступая в роли героя, сошедшего в девятую преисподнюю (солнце зимой) к владыке подземного мира Миктлантекутли за костями умерших. Подземный владыка был весьма вероломен, и Кецалькоатлю с добычей пришлось спасаться бегством (в сторону весны), причём в ходе этого он споткнулся, упал, переломал кости. Из них он и создал людей, окропив собственной кровью. Так как сломанные кости были разного размера, мужчины и женщины вышли разного роста. В роли культурного героя (и подателя мудрости) он учит людей добывать пищу, наблюдать за светилами и даже создавать мозаики из перьев. В этой ипостаси он также покровитель жречества, установитель жертвоприношений, постов и молитв. В зените славы Кецалькоатль правит Толланом или Тулой столицей тольтеков в нынешней Мексике. К слову, Тул на Земле множество, они значат что-то центральное, исток. На трон божество взошло в 980-м году. Впоследствии имя Кецалькоатля переходит на верховных жрецов этого города.

Состарившись, Кецалькоатль вступает в борьбу со злым богом Тескатлипокой он чёрен и холоден. Здесь Кецалькоатль забавным образом превращается из змея в героя-змееборца, но такие перевёртыши часты в мифах. Соблазнённый Кецалькоатль, клонясь к закату, грешит против собственных заповедей, кается, уходит в добровольное изгнание. к сожалению, не в Панаму, что было бы для него уходом на юг, в смерть, а в страну Востока. Там он умирает, тело его сжигают, и круг замыкается абсолютным новогодним молчанием. Вместе с Кецалькоатлем Тулу покинуло множество тольтеков, часть из них ушла в земли майя, где был основан знаменитый и поныне город Чичен-Ица. В 13-м веке Тулу разрушают окончательно. Огромные фигуры воинов у подножия пирамиды, где правил мудрый змей, ритуально закапывают. Начинается ожидание воскресения и нового явления Кецалькоатля в мир. Останься ацтеков столько же, сколько эфиопов или негров Ямайки, они могли бы создать собственную религию, ничем не уступающую растафарианству в своих чаяниях возврата к корням. Кецалькоатль в роли Хайле Селассие был бы просто великолепен. Но это лирическое отступление.

Ацтеки думали, что свергнутый Кецалькоатль уплыл за океан, обещав вернуться, а так как первые испанцы высадились на восточном побережье Мексики именно в год Кецалькоатля их большого белого предводителя приняли за божество. Последствия известны.
Автор: Алексей Соколов


Leave a Reply