Строительство Канала: Французы принимают решение и отвергают планы

На момент заседания Международного Конгресса по Изучению Межокеанского Канала было известно о четырнадцати разработанных планах. Впрочем, к непосредственному рассмотрению были допущены лишь два: панамский и никарагуанский.

Как и ожидалось, приглашённые инженеры и прочие специалисты высказывали различные мнения. Одним из этих инженеров был де Лепинэй (Николас-Йозеф-Адольф Годин де Лепинэй, барон де Брюсли), занимавший пост главного инженера во французском Департаменте Мостов и Дорог. Де Лепинэй имел славу человека знающего, но при этом ему было свойственно демонстративно снисходительное отношение к тем, кто выражал несогласие с его взглядами. И всё же он оказался единственным среди французов, у кого был опыт непосредственной работы в тропиках (в 1862-м, во время французской интервенции, он привлекался к сооружению в Мексике железной дороги между Кордовой и Веракрусом). Ну а в своём выступлении де Лепинэй настойчиво продвигал идею строительства канала со шлюзами. 

В частности, он предлагал соорудить две дамбы, одну поперёк реки Чагрес вблизи от её устья (атлантическое побережье) и другую на реке Рио-Гранде вблизи Тихого океана. Это позволило бы создать искусственное озеро глубиной около 24 метров, доступ к которому от океанов осуществлялся через шлюзы. Наиболее важным плюсом этого плана являлось значительное снижение объёмов выемки грунта, а также избавление от опасностей внезапных наводнений, свойственных реке Чагрес. По его оценкам, сооружение канала занимало бы шесть лет. Отдельный нюанс в пользу плана возникал вследствие того соображения, что (как верили в те времена) меньший объём раскопок означал меньшую угрозу заражения тропическими болезнями, так как полагали, что болезнь исходит от испарений свежевыкопанной земли, и вообще от испарений. В общем-то разработки де Лепинэя содержали в себе практически все ключевые моменты, что нашли воплощение в фактически получившемся канале. В дальнейшем его наработки могли бы пригодиться французской стороной при строительстве шлюзового канала, когда от идеи строительства канала на уровне моря в 1887-м пришлось отказаться. А если же план начинал осуществляться с самого начала, то, скорее всего, именно Франции бы принадлежала роль строителя ещё одного великого канала. На практике же план де Лепинэя не встретил понимания.   

Делегация из США предложила план постройки канала на территории Никарагуа. Он также выглядел убедительным, но не получил одобрения (читайте об этом проекте отдельную статью).

В итоге обсуждение затянулось на несколько дней. За дело взялся сам де Лессепс, который 23-го мая (напомню, дело происходит в 1879-м, в Париже) впервые выступил сам. Стоя перед картой, он спокойно и наглядно подвел всех прежде всего к мысли о том, что наилучшее место для канала находится на панамской земле. Трасса канала, по сути, повторяла маршрут, ранее избранный для прокладки в Панаме трансконтинентальной железной дороги. Речь де Лессепса вышла весьма убедительной, и все были убеждены в том, что строить надо канал на уровне моря и строить его в Панаме. Возможность будущих проблем, бесспорно, признавалась, но не считалась слишком уж значимой, особенно после Суэцкого триумфа де Лессепса. Словом, все были впечатлены грядущими перспективами.   

Принятая резолюция звучала так:

Конгресс убеждён, что рытьё межокеанского канала на уровне моря, столь нужного с точки зрения интересов коммерции и мореплавания, является делом выполнимым,и. что этот канал должен протянуться от Лимонового Залива (Gulf of Limon или же Limon Bay) до Панамской бухты.

В числе немногих, голосовавших против, были и де Лепинэй, и Александр-Густав Эйфель. При этом в числе согласных французов отсутствовали голоса всего пяти членов Французского Общества Инженеров. И вообще, среди подавших голоса в поддержку проекта, мало кто был инженером, и лишь один человек когда либо бывал в Панаме (панамский инженер Педро Соса)… 

Автор: Дэнко Алалич


Leave a Reply