Строительство Панамского канала (Американский вариант): Размышления Теодора Рузвельта и работа Джорджа Гёталса

-го получит звание генерал-майора.  

В дополнение к своим непосредственным обязанностям как главного инженера, Гёталс был также назначен председателем Комиссии Канала (Isthmian Canal Commission) и президентом Панамской Железнодорожной Компании, а также её дочерней пароходной организации. Тем самым Гёталс отвечал за гораздо больший круг вопросов и обладал гораздо большими полномочиями, чем все предыдущие главные инженеры. Свои действия он должен был сверять лишь с военным министром (Secretary of War) и самим президентом США. Но как показала практика Гёталс сумел воспользоваться своей властью исключительно лишь на пользу делу, не впав в самоуправство.  

Достаточно холодный и отчасти прямолинейный, не имевший ранее значительной известности, Гёталс приобрёл славу и уважение за свою честность и справедливость, а также среди появившихся многочисленных поклонников был признан талантливым администратором. Ему также удалось в короткие сроки развеять страхи многих служащих, опасавшихся, что им придётся работать в условиях военного режима. Ответ Гёталса на эти в целом логичные опасения был довольно блестящим. Он говорил: «я уже более не командир в Армии США. Я теперь понимаю себя как командира Армии Панамы, и враг, с которым нам предстоит сразиться, называется Кулебрской выемкой, шлюзами и дамбами по обоим концам Канала, и всякому человеку, который чётко выполняет свои обязанности, не придётся жаловаться на проявления милитаризма». Внешним проявлением такого подхода стало то, что в течение всего времени Гёталс ни разу не надел военного мундира, находясь на территории Панамского перешейка.

Вообще следует несколько глубже взглянуть на человека, который фактически превзошёл славу Фердинанда де Лессепса (репутация которого Панамским каналом была лишь подорвана). Образование Гёталс получил в элитной военной офицерской академии США Вест-Пойнт, в своём выпуске он занимал вторую строчку по рейтингу успеваемости и уже имел определённый опыт с дамбами и шлюзами. На строительстве канала большая часть его непосредственных подчинённых также была военными, среди них стоит упомянуть  подполковника Гарри Ф. Ходжеса (Harry F. Hodges), майора Вильяма Л. Зиберта (William L. Sibert), майора Давида дю Босе Гайара (David DuBose Gaillard) и контр-адмирала Гарри Харвуда Руссо (Harry Harwood Rousseau).

Ходжес отвечал за разработку и установку шлюзовых ворот. Зиберт приглядывал за атлантическим выходом канала, в его ответственность среди прочего входили Гатунские шлюзы и дамба. Гайар был назначен на центральный участок, куда входило и Гатунское озеро и Кулебрская выемка. Позднее он умер от мозговой болезни, незадолго до окончания строительства. В честь признания заслуг этого инженера президент Вудро Вильсон в апреле 1915-го издал указ об официальном переименовании Кулебрской выемки в Выемку Гайара (Gaillard Cut).

Единственным «мирным» руководителем был Сидней Б. Вильямсон (Sydney B.Williamson), находившийся на тихоокеанском участке (от южной оконечности Кулебрской выемки до глубоких вод Тихого океана). В его круг задач, в частности, входило сооружение Мирафлорских шлюзов и дамб (Miraflores).

Единственный морской член Комиссии, Руссо, отвечал за сооружение всевозможных терминалов, пристаней, угольных станций, сухих доков, машинных залов, складов и прочих вспомогательных элементов.  

Несмотря на то, что Гёталсу досталась прекрасно отлаженная «система», в процессе строительства приходилось всё равно многое менять. Например, ширина дна шлюзового канала в Кулебрской выемке была расширена с шестидесяти до девяноста метров. По запросу из штаба ВМС США шлюзовые камеры также пришлось расширять, с двадцати девяти до тридцати трёх метров. Цепь прилегающих к тихоокеанскому выходу Канала малых островов (Фламенко, Перико, Наос и Кулебра) были соединены вместе, превратившись в пятикилометровый волнолом, призванный защитить судоходство от высоких приливных волн и сам канал от наносимого с волнами осадочного материала. В одном из мест (Соса-Хилл, холм Sosa Hill) была установлена ненадёжность придонного основания, вследствие чего часть тихоокеанских шлюзовых каскадов оказалась передвинута на север, ближе к Мирафлорес. Прочие шлюзы, запланированные ещё Стивенсом, остались на месте.

Работа кипела…
Автор: Дэнко Алалич


Leave a Reply