Строительство Панамского канала (Американский вариант): рабочая сила

Строительство Панамского канала (Американский вариант): рабочая сила

Набор рабочей силы являлся большой проблемой в начале строительства канала. С учётом редкого населения Панамы в республике не было источника рабочей силы даже в минимальном объёме. Поэтому с самого начала стало ясным, что все классы рабочих должны были набираться извне, и, кроме того, наиболее квалифицированная её часть из Соединённых Штатов. Среднее число этих рабочих из США в период строительства была чуть менее пяти тысяч человек.

Острова Карибского моря являлись логически очевидным местом для поиска необходимого числа рабочей силы, тем более, что ранее именно также поступали и французы. Однако, когда французский проект окончился крахом, многие завезённые из Вест-Индии рабочие, число в 20 тысяч, оказались предоставлены сами себе на территории Панамы, а издержки их репатриации оказались возложены на правительства тех стран, кому острова принадлежали. Такая ситуация не вызывала по поводу американских предложений энтузиазма ни у потенциальных вест-индских рабочих, ни у правительств. Власти острова Барбадоса в конечном итоге одобрили наём 19.900 рабочих, что составляло около 10 процентов всего населения острова и 30-40 процентов взрослого мужского населения. Когда ограничения были сняты в 1907-м году, то ещё 7.500 человек были рекрутированы на французских островах Мартинике и Гваделупе. 1907-й год вообще стал периодом пикового набора рабочей силы, когда на перешеек прибыло около 15 тысяч нанятых рабочих. Когда же начало становиться ясным, что строителей ждут высокие заработки и достаточно комфортные условия обитания, то нужда в официальных усилиях по набору людей быстро исчезла, в 1909-м все рекрутинговые агенты были отозваны.   

Ошибочно принято считать, что Панамский канал построили рабочие из Ямайки. На самом же деле Ямайка, являясь наибольшим по размеру, ближайшим и наиболее населённым островом Британской Вест-Индии, бесспорно становилась наиболее очевидным источником для рекрутирования неквалифицированной рабочей силы. Однако с течением времени власти острова начали всё более противиться оттоку жителей острова, учредив новый налог в один фунт стерлингов для всякого, кто желал отъехать в Панаму на работу. Для неквалифицированных рабочих, которым редко удавалось заработать 30 центов в день, выплата такого налога становилась практическим запретом для выезда. Таким образом, большая часть миграционного объёма с Ямайки в Панаму состояла не из рабочих, а из обслуживающего персонала, прибывавшего на Канал различными способами.

Услуги подрядчиков не использовались американцами в процессе строительства за исключением каких-то отдельных моментов, наподобие сооружения шлюзовых ворот, что требовало особо опытных рабочих. В последнем случае таким подрядчиком стала Компания Мак-Клинтика Маршалла (McClintic-Marshall Company), которая для сооружения этих самых шлюзовых ворот в одно время имела на строительстве более пяти тысяч человек. Принимая это число во внимание, можно сказать, что максимальное число непосредственно использовавшейся рабочей силы было достигнуто 26-го марта 1913-го года, и составляло 44.733 человека, без учёта больным и отсутствовавших по другим причинам. А если учитывать и эту категорию, то численность рабочей силы вырастет ещё на 20 процентов.

Автор: Дэнко Алалич


Leave a Reply