Исламский цикл. Арабо-мусульманское население Панамы.

В современной Панаме живёт около ста двадцати тысяч мусульман, составляющих чуть менее пяти процентов от общего населения.

Первыми фактическими мусульманами на землях Панамы оказались завезённые испанцами африканские рабы. Начальная партия этих рабов была доставлена в 1552-м году для использования в золотодобыче, в шахтах. Отдельный интерес представляет тот факт, то африканских рабов стали завозить вследствие непригодности индейцев к широкому рабскому труду, но при этом, так как завезённые являлись мусульманами из племени малинке, то испанцы нарушали собственные законы, по которым обращать мусульман в рабство было запрещено. Впрочем, частично этот факт можно объяснить тем, что уничтожив незадолго перед плаванием Колумба последнее арабо-исламское государство на Пиренейском полуострове, христианские правители Испании изрядно осмелели.

Тем  не менее, не всё шло так гладко. В тот же год несколько сотен человек, спасшись с потерпевшего крушения корабля, оказались одни на атлантическом берегу Панамы. Выбрав себе главой некоего Байано они решили с боем занять своё место под солнцем. В массе своей они осели на линии Дарьен Сан-Блас, а также вдоль реки, которая позднее получила название Байано. Прежде чем до их поселений дотянулась рука Испанской империи (а самого Байано позднее захватят и вышлют в конечном итоге в метрополию, где он и умрёт) они успели построить первые на панамской и не только земле мечети. С ликвидацией власти Байано колониальные власти постарались уничтожить любые свидетельства исламского присутствия в Панаме, так что современные панамские школьники вам об этом не расскажут.

Следующая волна мусульман стала появляться в Панаме в период строительства американцами Панамского канала, то есть с 1904-го по 1913-й года главным образом. По составу своему эти иммигранты были мужчинами из Леванта и Индии.

Организованные формы мусульманское сообщество Панамы начинает приобретать с конца 1920-х годов, когда выходцами из индийского города Бомбея была организована Суннитская Индопакистанская община, которая на протяжении долгих лет искала способы построить мечеть в столице страны. По мере развития название трансформировалось в Мусульманскую Миссию Панамы. Когда степень готовности мечети позволяла не бояться его обрушения в ней немедленно начали проводить не только намазы, но и обучение новых мусульман, которыми становились местные панамские негры (первоначально всего несколько десятков).  

Параллельно со столичной общиной в городе Колон также возникла мусульманская организация, возглавленная прибывшим с Ямайки Базилем Аустканом. Возникли какие-то общины и в других городах и поселениях.

С середины 20-го века состав мусульманской иммиграции изменился, во всё большем количества стали прибывать целые семьи. В начале шестидесятых мусульманам выделили первый коллективный участок на одном из кладбищ, а в 1991-м выделенный участок в районе Арраджайн в конечном итоге привёл к возникновению исключительно мусульманского кладбища. В конце 20-го века в республике действовало четыре мечети.  

Одним из наиболее заметных фигур в религиозном сообществе панамских мусульман явился доктор Абдул Кабир Мухаммад, который ещё в 1970-е стал организовывать в Панама-Сити и Колоне группы по изучению суннитского варианта ислама. Впрочем, несмотря на помощь от арабских коммерсантов, дела шли с переменным успехом.   

В 1982-м рядом со свежепостроенной мечетью в Колоне открылся Исламский Культурный Центр (El Centro Cultural Islamico de Colon), созданный как совместный проект между ливийскими исламскими кругами и местным коммерсантом из Индии Соломоном Бикху.

С того года на протяжении многих лет доктор Абдул Кабир Мухаммад посвящает себя обучению новых и старых мусульман, а также просто любопытствующих.

В целом же можно сказать, что общий ход проникновения мусульман в Панаму сравним с еврейским вариантом иммиграции, за тем исключением, что евреев многократно меньше и они не были в массе своей рабами или простыми рабочими.

Автор: Дэнко Алалич


Leave a Reply