Колон, второй по величине и значению город Панамы, главный порт государства, расположен у атлантических ворот Панамского канала в двух часах езды от столицы. Городу всего 160 лет, дитя Калифорнийской золотой лихорадки, он был основан в 1850-м году при железной дороге, идущей через перешеек. Городок сначала назывался Аспинвол в честь одного из строителей дороги. Восстание во главе с Педро Престаном в 1885-м году почти полностью уничтожило городок. В 1890-м году восстановленный французами Аспинвол был переименован в Колон (Coló,n) в честь Христофора Колумба, так его имя звучит по-испански. В переводе же на русский Колумб стал бы Голубевым.
Эти места действительно открыл Колумб, побывавший в 1502-м году в нескольких точках перешейка, в том числе и на острове Мансанильо, где теперь расположен Колон. Место не попало вместе с остальной Панамой под агрессивное испанское господство: остров был покрыт мангровыми зарослями и деревьями мансанильо, сок которых настолько едкий, что вызывает ожоги на коже, деревья росли на необыкновенно вонючем болоте, где жили крокодилы и другие огромные рептилии. Воздух был полон ядовитых насекомых и нездоровых болотных испарений.
От вида этого острова содрогнулся даже непоколебимый Колумб. Он не остался здесь. Отплыв несколько к западу от Колона, Колумб основал поселение под названием Белен. Там он оставил своего брата Диего и сотню воинов. Поселенцы прожили там недолго, печальная история тягот, лишений и, наконец, поголовного истребления отряда индейцами остается одной из самых патетических страниц ранней колонизации.
Мореплаватели, такие как Бальбоа, проплывали мимо Колона, не останавливаясь. Их привлекали более удобные гавани Порто Белло или Номбре де Диос. Коралловый остров, на котором ныне стоит Колон, населяли только пеликаны, крокодилы и змеи. Человек появился в этих местах только в 1850-м году, когда американцы решили устроить здесь атлантический вокзал железной дороги через перешеек. К слову, прекрасная картина того, как начинались такие дороги в южноамериканских джунглях, дана в фильме Фицкарральдо Вернера Херцога. Охотники за золотом хотели сократить путь: приплывая на кораблях из Восточных Штатов, они пересекали перешеек и плыли дальше в Калифорнию. До прибытия Комитета по строительству Панамского канала в 1905-м году Колон оставался не более чем болотистым, грязным, кишащем инфекцией портом, эпитеты которого: зачумлённая дыра или самый мерзкий город обеих Америк хорошо отражали состояние места. В городке не было канализации, мусор выбрасывался прямо на улицы, процветали проституция и воровство. Отхожие места строились над водой на оконечностях пирсов. Приливы и отливы не могли унести мусор далеко в море, и над Колоном постоянно висел вонючий туман. Виды на это место некоторое время имела Франция, и в одной газете начала двадцатого века описан случай, как сто пятьдесят французских рабочих, наслышанных об ужасных условиях на строительстве канала, отказались покинуть доставивший их корабль Версаль, так что панамской полиции пришлось ссаживать рабочих насильно.
Впрочем, именно французы и навели здесь подобие порядка, построив на северной оконечности острова приятный городской район с белоснежными домами для белых, снабжённых верандами и глядящих на коралловый риф. За пределами же района всё оставалось по-прежнему: криминал, хижины негров-рабов и ужасные тропические болезни. Окончательный же порядок установился с прибытием американцев. Колон осушили, почистили, продезинфицировали. Улицы замостили, болото в центре города засыпали и превратили в парк. С тех пор город не теряет своего очарования и значения на мировой арене.
Большая советская энциклопедия в семидесятых годах отзывается об экономике Колона кратко: Вывоз бананов. Нефтепереработка. Ныне Колон второй в мире после Гонконга международный центр свободной торговли, так называемая свободная зона. Это значит, что компаниям здесь не требуется лицензия на коммерческую деятельность, нет налогов на доходы от внешней торговли, импорт и экспорт свободны и т.д. Поэтому здесь дёшевы бытовая техника, парфюмерия, ювелирные изделия. Ежегодный товарооборот свободной зоны составляет более десяти миллиардов долларов. В городе множество дайвинг- и гольф-клубов, ресторанов, теннисных кортов и тому подобного. Из достопримечательностей следует отметить отель Нью-Вашингтон (1850-й год постройки), Епископальную церковь первую протестантскую церковь в Колумбии (1865-й год, когда Колумбия владела территорией современной Панамы), статую Колумба (1866-й год), старый вокзал 1909-го года, неоготический Городской собор (1929-1934-й года). Форт Сан-Лоренцо (XVI-XVIII века) недалеко от Колона является самым большим испанским колониальным укреплением в Панаме. Необходимо упомянуть также шлюзы Гатун, побережье Коста-Арриба с его прекрасными пляжами и курортный остров Исла-Гранде там живут потомки тех самых африканских рабов. Город имеет регулярную планировку улицы разбивают его под прямыми углами на ровные кварталы. Колон сегодня это и огромный современный круизный порт, и главная улица города заточена под нескончаемые потоки туристов, сходящих с лайнеров прогуляться и посетить магазины.
В Колоне соединились все черты тропических портовых городков, описанных Джозефом Конрадом и Сомерсетом Моэмом. Здесь каждый перекрёсток и бар знают тысячи историй роскошных, меланхоличных, ироничных или безумных, словно сошедших со страниц этих двух путешественников.
Автор: Алексей Соколов