Подробности Панамской войны

Силовое вторжение в Панаму на зимой 1989-1990-го годов явилось одной из первых внешних военных операций США предпринятых после Вьетнама, и практически первой среди тех войн, что вели США после капитуляции Советского Союза (а в 1989-м, после вывода войск из Афганистана и падения Берлинской стены, ни о чём ином речь для СССР уже не шла).

Политические предпосылки или фактор Норьеги

В период конца 1980-х многие страны Латинской Америки с точки зрения США продолжали входить в группу коммунистической угрозы, одни партизанские группы воевали с другими, каждую поддерживал либо СССР, либо США. Поэтому с точки зрения пропаганды и общественного восприятия поведение панамского диктатора Мануэля Норьеги достаточно неплохо вписывалось в контекст этой опасности, так как своими действиями и заявлениям он ставил под удар стратегические экономические и военные интересы Американской империи.

Как известно, к власти Мануэль Норьега пришёл благодаря поддержке, оказанной им в 1968-м предыдущему диктатору Омару Торрихосу, который в 1981-м погиб, а через пару лет политических интриг непосредственная власть находилась уже полностью в руках Мануэля Норьеги, опиравшегося на военные формирования. Вместе с тем на начальном этапе своего правления он в целом устраивал США, так как взаимодействовали с ними по целому ряду вопросов начиная от борьбы с наркотрафиком (что не мешало ему иметь с него же прибыль) и заканчивая помощью контрас, сражавшихся с сандинистами в соседнем Никарагуа. В общем, «вариант Саддама Хуссейна», давно привычный для американской внешней политики. 

Однако, как и во многих других сходных ситуациях, Норьега весьма стремительно стал проводить собственную политику. Особенно это проявилось, когда он решительно сопротивлялся официальным и неофициальным попыткам правительства США лишить его власти. Зимой 1988-го на территории Штатов прошли первые суды, на которых Норьеге были вынесены его первые заочные приговоры (он обвинялся, главным образом, в торговле наркотиками, оружием и отмывании грязных денег).

И всё же какое-то время его, несмотря на организацию заговоров, толком не трогали. Но в том же 1988-м Рейган передал президентский пост Джоржу Бушу, который незамедлил провозгласить курс на борьбу с наркотрафиком. С этого момента конфликт стал нарастать. В это же время на территории Зоны Канала находилось до тридцати тысяч американцев, как военных (около двенадцати тысяч), так и гражданских служащих Канала. При этом всё было переплетено, зачастую дислокация важных военных пунктов Панамы и США находилась впритык. Например, Главный штаб Панамских оборонительных сил (Командансия, Comandancia) пребывал на расстоянии выстрела от ставки Южного командования США. 

Одним из первым открытых проявлений конфликта стала организация под эгидой США негативного освещения деятельности Норьеги в СМИ. Писали и говорили о чём угодно, обвиняя Норьегу даже в половых извращениях. С подачи ЦРУ было, в частности, развёрнуто радиовещание на территории самой Панамы.

Параллельно с этим командующий американским контингентом генерал Фредерик Уорнер составил план дальнейших действий на случай дальнейшего раздувания конфликта. План состоял из четырёх пунктов, предусматривавших защиту граждан США и их имущества в Зоне Канала, проведение военных действий с конечной целью раздавить возможное сопротивление и захватить диктатора и дальнейшее после этого восстановление инфраструктуры страны.

Наступательная часть операции получила название «Голубая ложка» и представляла собой своего рода классический американский блицкриг (массирования высадка войска и локальные атаки спецподразделений) за исключением, пожалуй, ковровых бомбардировок. Вместе с тем военное руководство, в том числе и генерал Уорнер, справедливо опасались, что Норьега сумеет исчезнуть в лесах Панамы, откуда он сможет начать партизанскую войну. В итоге был сделан упор на всемерное наращивание численности войск в Зоне Канала и их использование в больших демонстративных учениях, что призвано было заранее отвратить Норьегу от вооружённого выступления, а при удачном раскладе спровоцировать новый заговор в среде панамских военных. 

В ходе президентских выборов весной 1989-го представитель Норьеги, несмотря на запугивание оппозиции, проиграл. Диктатор объявил результаты не действительными, а вышедшую протестовать оппозицию начали жестоко избивать военные формирования. Президент Буш был далёк от радости по этому поводу, в Панаму отправились дополнительные войска, отозван посол и заменён генерал Уорнер, которого сменил более агрессивный Максуэлл Турман.

Планы операции «Голубая ложка» оказались также пересмотрены, сроки боевых действий уменьшили до нескольких дней, сохранив главный упор на скорейший захват Норьеги силами спецназа (отряд «Дельта») и уничтожение Панамских оборонительных сил. Новый план был утверждён Колином Пауэллом, тогдашним начальником Объединённого комитета начальников штабов.

Довольно неожиданно, когда Турман ещё только начинал входить в курсе, 3-го октября 1989-го панамский майор Джирольди совершил достаточно удачный переворот, захватив диктатора прямо в стенах Командансии. Майор также передал просьбу американцам заблокировать подступы к Рио-Ато и Форт-Амадору, где находились базы наиболее боеспособных рот. Однако Турман отказался втягивать США в гражданскую войну и вместо этого просто предложил передать Норьегу американцам, на что получил отказ. Тем временем панамские военные зашевелились, две роты окружили здание Командансии. На фоне этого Норьега убедил Джирольди (семья которого к этому моменту уже получила убежище у американцев) и его сторонников сдаться, после они вскорости оказались расстреляны. В итоге Панамские оборонительные силы и сам диктатор были приведены в своего рода состояние алертности, сведя на нет возможности США по влиянию на внутренних противников диктатора и бескровному завершению конфликта. И при этом сам Норьега счёл, что в правительстве США он по-прежнему довольно желанная фигура и это лишь усилило его решительность.

Тем не менее, законного повода напасть на страну у США не было. Последний был в итоге предоставлен самими панамцами, когда 15-го декабря 1989-го Панамская Национальная Ассамблея утвердила де-юре Мануэля Норьегу главой государства и объявила о состоянии войны между Панамой и США. Первые выстрели этой войны прозвучали уже 16-го декабря, когда панамские солдаты убили лейтенанта-морпеха и захватили оказавшихся рядом другого лейтенанта с женой. На следующий день оказался застреленным панамский полицейский. 17-го декабря в Вашингтоне решили атаковать, переименовав попутно название операции в «Правое дело» (Just Cause). 

Боевые возможности сторон

Панамские оборонительные силы с точки зрения структуры включали в себе множество различных формирований, кроме как таковой армии, в них числились разведка, полиция и таможня, береговая охрана, контр-террористический спецназ и все прочие силовые подразделения. Всего это получалось 19,600 человек, из коих «бойцов первой линии» было всего лишь шесть тысяч. Армейские части состояли из двух батальонов, десяти отдельных рот и эскадрона бронемашин V-300. Танков не было, пехотное вооружение базировалось на АК-47 и среднекалиберных миномётах. ВВС были представлены четырьмя сотнями человек, которые располагали тридцатью восемью тренировочными самолётами и семнадцатью транспортными вертолётами без вооружения. Большая часть панамских солдат считалась склонной к мародёрству и панике. Что довольно характерно для армии любой латиноамериканский страны.

Американские войска, задействованные в операции, достигали около 27 тысяч человек числом, и по плану наносили одновременные удары почти на тридцать различных объектов в панамской столице, в Зоне Канала и на соседних территориях. Структурно американский контингент делился на 13 тысяч, включенных в состав непсредственного прикрытия Зоны Канала, в том числе различные вертолётные подразделения, 193-я пехотная бригада, два батальона из состава 7-й пехотной и 5-й механизированной дивизий, а также две роты морской пехоты и части военной полиции.

Ещё семь тысяч человек перебрасывались из США незадолго до или сразу после начала операции, среди них можно упомянуть бригаду из 82-й дивизии ВДВ (одно из элитных соединений американских Вооружённых Сил), 75-й полк рейнджеров, спецотряды «Дельта» (армия), «Морские котики» (ВМС), специалисты в области психологической войны и другие. И уже в период активной операции прибыло ещё семь тысяч, главным образом ещё части 7-й пехотной дивизии и военно-полицейские отряды.

Так как американцам ожидала война в условиях города, где среди прочего велик был риск подстрелить мирного жителя и вызвать тем самым гнев со стороны панамского народа, то применение тяжёлой техники и артиллерийской поддержки требовали крайне пристального внимания. Огонь с закрытых удалённых позиций, в том числе с кораблей, вообще был запрещён до непосредственного разрешения. Из бронетехники были представлены также лишь лёгкие танки М551 Sheridan и бронемашины М113.

Воздушную поддержку оказывали различные формирования ВВС, в том числе самолёты-невидимки F-117 Stealth и ударные вертолёты «Кобра» и «Апач».

Военные действия

Первоначально отправной точкой операции был назначен час ночи 20-го декабря 1989-го года. Однако американских военных подставили журналисты телеканала CBS, не замедлившие заявить, что американские войска двинулись на врага, в результате Турман перенёс операцию на пятнадцать минут раньше, чтобы сохранить некий эффект неожиданности. Но, как ни странно, панамское командование во главе с Норьегой вообще сочли передвижения американцев очередным учением.

Первыми нанесли удар две «невидимки», сбросив по бомбе (500 килограмм) на территории базы Рио-Ато. После этой акции устрашения повсюду начались высадки войск (1300 рейнджеров, 2700 воздушных десантников). Десантирование происходило с низкой высоты и многие парашютисты попали под огонь, вследствие чего не у всех было время выдернуть кольцо и приземление осуществлялось на запасных парашютах с автоматическим раскрытием. Итогом явилось значительное количество переломов, что вывело многих десантников из строя. Параллельно с воздушным десантом начали выдвижение и механизированные части. Многие мосты и пути сообщения были сразу же захвачены спецназом, что привело к изоляции разбросанных панамских частей. Таким образом, организованное сопротивление панамцев были пресечено на корню. Тем не менее солдаты Панамских оборонительных сил сопротивлялись весьма ожесточённо, несмотря на факт бегства многих высших офицеров. В Панама-Сити бой за здание Командансии и соседнюю базу Форт-Амадор длилось до вечера. Среди прочего отряд «Дельта» взял штабную тюрьму, освободив тем самым сотрудника ЦРУ, отвечавшего ранее за ведение информационной войны на территории Панамы (операция «Кислотный гамбит»). Солдаты расквартированных в столице рот (5-я,6-я,7-я и 8-я) в ходе боёв весьма отличились. В частности, им удалось несколько американских вертолётов. Впрочем, выведя на позиции прямого огня танки и подняв в воздух вертолёты «Апач» американцы разрушили здание штаба, что принудило защитников к сдаче. Также был отмечен характерный для американской организации боя инцидент friendly-fire (огонь по своим), когда один из самолётов поддержки (AC-130) расстрелял колонну бронемашин.

Уничтожение столичных командных пунктов (то есть Командансии и Форт-Амадора) окончательно лишило панамцев вести какую-либо координацию боевых действий.

Сражение за аэропорт Торрихос-Токумен и базу Рио-Ато длилось до утра следующего дня. При этом также не всё шло гладко. В районе Тинахитас 1-я рота держалась до двух часов пополудни, а один из отрядов числом в 46 человек «Морских котиков» (SEALS) вообще едва не оказался разгромлен во время захвата аэродрома Пунта-Пайтилла (там он пытался захватить или уничтожить личный самолёт Норьеги), только убитыми было потеряно четыре человека, что крайне много для такого рода бойцов. На фоне подобных событий считавшийся лучшим в панамской армии Батальон-200 сдался практически сразу. Севернее столица, на линии Гамбоа-Колон-Форт-Эспинар подразделения 7-й пехотной и 82-й воздушно-десантной дивизий не встретили решительного сопротивления. В столичном районе Каско-Вьехо (Старая Панама) единственный панамский броне-эскадрон попытался нанести удар, но был отбит с большими потерями. 

Американские «боевые психологи» тоже не сидели без дела, они сопровождали каждый отдельный отряд, призывая по громкой связи панамцев сдаваться. Спецназ в первые же минуты взял под контроль телецентр, заблокировав теле- и радио-вещание в национальном масштабе. Отсутствие информации о событиях многих панамских солдат приводило в панику. 

В общем и целом уже к вечеру 20-го декабря большая часть узлов сопротивления была нейтрализована, хотя отдельные бои длились ещё несколько дней. При этом, на удивление американцам, панамцы не ушли в леса, где могли бы развернуть партизанское сопротивление. А вот в Панама-Сити практически сразу же начались волнения и мародёрство. Военно-полицейские формирования США далеко не сразу сумели справиться с ситуацией, что привело к дополнительному ущербу и гибели людей.

24-го декабря произошло последнее значительное боестолкновение, когда группа панамских бойцов, подойдя с белым флагом к позициям десантников, внезапно открыла огонь. 25-го декабря сдались защитники города Дарьен и на этом собственно военный этап операции «Правое дело» завершился.

В результате боевых действий американцы потеряли двадцать четыре человека убитыми и триста двадцать пять ранеными. Потери панамцев составили двести пять убитых среди военнослужащих и до четырёх тысяч среди некомбатантов (то есть мирных жителей). Многие панамцы оказались арестованы.

Любопытно, что если в ходе боевых действий американские полевые подразделения захватили 33,5 тысячи единиц стрелкового вооружения, то позднее, в рамках программы «Оружие за доллары», у населения было дополнительно выкуплено 34 тысячи единицы (по ценам от двадцати пяти долларов за гранату до ста пятидесяти за автомат), что позволяет судить о потенциале сопротивления. Также были захвачены десятки панамских бронемашин и самолётов.

В отличие от сломленной панамской армии, сам Мануэль Норьега не стал лёгкой добычей для спецназовцев из «Дельты» и «Морских котиков». Последние выслали ещё одну группу на лодках, дабы уничтожить бронекатер Норьеги, базировавшийся где-то на Канале.  Им пришлось это делать под прямым огнём охраны и попутно уклониться от столкновения с приключившимися в том месте советскими разведчиками. В конечном итоге катер был взорван, но самого Норьеги там таки не оказалось.

После нескольких дней убегания Норьега вместе с охраной и ближайшими сотрудниками попросил убежища у папского нунция. Убежище было предоставлено, но церковь немедленно дала знать об этом американцам. Норьега оказался в ловушке. Как раз с этим моментом и связана известная история о том, что Норьегу выкуривали с помощью тяжёлого рока, включенного на полную громкость. Это не совсем соответствует истине. Музыка действительно играла, но её задачей было создание звукового заслона между появившимися журналистами и переговорщиками. Лишь несколько позднее «боевые психологи» решили использовать громкую музыку уже в качестве воздействия на нервы диктатора.  Но вскоре из самого Пентагона такую практику приказали прекратить.

После непродолжительного периода сидения в осаде Мануэль Норьега сдался американцам 3-го января 1990-го, главным образом вследствие того, что Римский Папа Иоанн-Павел Второй лишил церковную резиденцию дипломатического иммунитета. Формальным поводом для этого явились поданные ему доклады американцев о фактам совершения Норьегой языческих обрядов

С апреля 1992-го бывший диктатор Панамы Мануэль Норьега проводит своё время по тюрьмам и судам США.

Такая вот война.

Автор: Дэнко Алалич


Leave a Reply