Реггетон, он же reggaetó,n, или reggaeton, в зависимости от языка, на котором вы хотите его обозначить, это и есть основная ритмичная волна, которая заполняет большую часть звукового пространства Панамского перешейка, от Бокас-дель-Торо и до самого Дарьена. Если попробовать проследить источник зарождения реггетона, мы неизменно возвращаемся на Ямайку, поскольку именно с этого острова Карибского моря поступала основная рабочая сила на великую стройку Панамского канала, соединившего Тихий океан с Атлантическим. Волна из десятков тысяч ямайских афро-антильцев накатила на Панаму (с тех пор провинция Колон в подавляющем большинстве афро-антильцами). Изголодавшиеся по тяжелому труду и деньгам ямайцы внесли свой вклад не только в строительство, но и, разумеется, в саму культуру панамцев. А поскольку почти все государства Карибского бассейна были вовлечены в нараставший в то время передел мира в качестве предмета спора, то и отношения у них между собой сложились сочувственно-дружественные. Не без исключений, разумеется, морской тропический климат способствует бурлению страстей, раззадоривая и без того горячие нравы. Культурный обмен, прежде всего, сказался на музыкальных направлениях и стилях. Ямайцы захватили с собой музыку и инструменты, чем незамедлительно и поделились с панамцами. Так в Панаме зазвучала музыка регги.
Реггетон впервые увидел свет на Ямайке в семидесятых годах и с течением времени оказался перемешан с другими ритмами и потерпел множество изменений. По культурному мосту к берегам Панамы незамедлительно доставлялись плоды нового творчества. В результате, к середине восьмидесятых годов прошлого века одним из первых исполнителей реггетона в Латинской Америке становится выходец из Панамы Чико Ман (Chico Man). И среди ближайших соседей панамцев, а именно в Пуэрто-Рико, реггетон получил популярность, благодаря ещё одному первоисполнителю Вико Си (Vico C). После этих выступлений в различных точках Латинской Америки, панамцы продолжали исполнять песни жителей Ямайки с теми же наборами инструментов и с теми же мелодиями голоса, но с различными текстами. А в Пуэрто-Рико в это время довольно популярный среди населения рэп начинает использовать тексты на испанском языке. Затем в начале девяностых песни жителей Ямайки, перепетые на испанском языке панамцами, зазвучали по всему континенту, при этом стоит упомянуть таких исполнителей как Почо Пан (Pocho Pan), Нандо Бум (Nando Boom), Гринго Мэн (Gringo Man), Эль Генераль (El General) и Ла Атревид (La Atrevid).
По сей день жители Пуэрто-Рико и панамцы продолжают спор о том, кто же на самом деле начал первым исполнять Реггетон. К концу девяностых реггетон захлестнул просторы США и буквально покорил молодое (и не очень) латиноамериканское население. К тому моменту, иммигрантов из Латинской, Центральной Америки и Карибских островов в США становится всё больше, у них подрастают дети, которые никогда не жили в странах своих родителей, но, тем не менее, не утратили связей с родной культурой и языком. Именно поэтому реггетон становится их музыкой, их визитной карточкой, ведь они живут там, где, переплетаясь, их языки, наречия, традиции и музыка создают совершенно новый культурный пласт.
В настоящее время реггетон обошёл весь мир, претерпев еще несколько изменений. Теперь реггетон – это сумасшедше-ритмичная смесь ямайского регги и дэнсхолла, латиноамериканской бомбы, сальсы, бачаты и попа, а также хип-хопа, r&b и электроники. В музыку вплетается рэп-речитатив в основном на испанском языке или на спэнглише (spanglish, смесь английского и испанского языков). На данный момент самыми известными исполнителями этого музыкального стиля можно, пожалуй, считать Дэдди Янки (Daddy Yankee или более русифицировано Папаша Янки) и «диву» реггетона Айви Куин (Ivy Queen).
Автор: Дэнко Алалич