По мере того, как при развертывании работ увеличивалось количество рабочей силы, в той же мере учащались болезни и гибель рабочих. Первая смерть от жёлтой лихорадки произошла среди служащих в июне 1881-го (на тот момент всего их было около тысячи) вскоре после начала сезона дождей. В июле скончался молодой инженер по имени Этьен с диагнозом воспаление мозга. Дальше больше. В частности, одним из первых умер от болезни почек Энри Бионн признанный авторитет международного бизнеса, а также большой знаток медицины и юриспруденции. Словом, человек, игравший существенную роль во французском проекте. Обстоятельства его смерти многими считались, кстати, весьма роковыми. Он прибыл в Панаму для организации одного из исследований в рамках планов де Лессепса. С ним была группа инженеров. И как-то раз они устроили нечто вроде вечеринки в своём лагере под Гамбоа. Бионн пришёл последним, и одна дама заметила, что он пришёл тринадцатым. Бионн воспринял это с юмором, заявив, что в таком случае с него плата за выпивку. Всё было хорошо. Но уже через полмесяца, уже на корабле, несущем его во Францию, он стремительно умирает. Тело похоронили прямо в море.
К октябрю 1881-го оказалось так, что оборудование и материалы стали прибывать в Колон намного быстрее, чем рабочая сила, которая могла использовать всё это по назначению. В декабре французы окончательно делают своим организационным центром Панама-Сити, заняв комнаты в Гранд-Отеле на Кафедральной площади.
В этом отеле, в частности, с помпой был отмеченное официальное начало работ по сооружению Кулебрской Выемки 20-го января 1882-го. Хотя на самом деле фактически там мало что делалось, вследствие организационной непродуманности. К тому же многие инженеры пока продолжали заниматься чисто теоретической разведкой и бесконечным сбором данных, отправляемых в Париж.
Весной Компания, ввиду возрастания эпидемий, открыла в Колоне госпиталь на 200 мест. А по осени ещё один, на тихоокеанском участке. Так как французская медицина того времени не знала о том, что переносчиками болезней являются москиты, то больные не столько излечивались, сколько мучительно помирали, попутно заражая и персонал, состоявший во многом из христианских сестёр милосердия. Частенько доходило до того, что заболевшие иными болезнями, будучи отправленными в госпиталь, получали от москитов свою порцию вирусов малярии или жёлтой лихорадки. В итоге все старались по возможности не попадать в эти госпитали.
После того, как все проектные работы по точному планированию канала были завершены, Кувро и Эрсен решили выйти из проекта, и отправили запрос де Лессепсу о прекращении контракта 31-го декабря 1882-го.
Какое-то время после этого работы шли в совершенно хаотическом виде, до тех пор, пока присматривать за всем этим бардаком из Франции не был отправлен Жюль Динглер, новый генеральный директор. Он был инженером высочайшей квалификации и не устрашился опасностей жёлтой лихорадки. 1-го марта 1883-го он прибыл в Колон, забрав из Европы и свою семью. С ним прибыл и Шарль ле Лессепс, отправленный своим отцом для непосредственного технического контроля на местах.
Динглер сосредоточился на восстановлении организационного порядка, при этом ухитрился никого не настроить против себя. В этот период была принята новая система подрядов, основанная на заключении небольших контрактов на конкретные работы. Всего их было заключено около тридцати. Для их успешного выполнения Всеобщая Компания брала необходимое оборудование в аренду на льготных условиях. Однако для того, чтобы добиться этих условий, многим сотрудникам приходилось тратить время на утомительную бумажную работу, связанную, в частности, с обеспечением интересов Компании в колумбийских судах. Но, так или иначе, это было сделано, обеспечив возможность увеличить приток рабочей силы.
Осушительные работы в Кулебрской Выемке потихоньку продолжались, ожидалось, что эта часть проекта будет завершена к маю 1885-го. Однако по мере развития ситуации росли опасения за устойчивость берегов и последствия наводнений.
Оборудование продолжало приходить из разных стран, главным образом из Франции, США и Бельгии. Уже на местах оно постоянно переделывалось и зачастую использовалось нестандартным образом. При этом, как правило, машины оказывались слишком слабыми и маленькими. Как результат, вдоль всей линии будущего канала начинали накапливаться останки наполовину разобранного, наполовину сломанного оборудования.
Автор: Дэнко Алалич