Регион для прокладки канала был окончательно утверждён и теперь настало время для ведения переговоров с правительством Колумбии на предмет подтверждения концессии, выкупленной у французов, на сооружение межокеанской канала в провинции Панама. По итогам переговоров был заключён договор Хея-Эррана (Hay-Herran Treaty), между колумбийским поверенным в делах докторов Томасом Эрраном и государственным секретарём США (то есть министром иностранных дел) Джоном Хеем. Договоро не в полной мере отвечал интересам США, но президент Теодор Рузвельт решил на дальнейшие переговоры не идти.
С нетерпением ожидая начала строительства, Рузвельт счёл нужным поддержать панамское движение за независимость. Поддержка приняла силовые формы, к обеим берегам перешейка были отправлены корабли ВМС, общим числом восемь, по четыре на каждую сторону Панамы. Корабли вошли в акватории портов Колон и Панама-Сити. Также были посланы и наземные войска, установившие контроль как за этими ключевыми городами, так и за железной дорогой. Правительство Колумбии в ответ на это отправило экспедиционный отряд в две тысячи человек, но им хватило одних только дарьенских джунглей, чтобы отступить без боя.
Впрочем, если бы не американское военное присутствие, то вряд ли Панама смогла так скоро получить независимость.
Последняя же была провозглашена Панамой 3-го ноября 1903-го года. С правительством новой страны был немедленно заключён соответствующий договор (Hay-Bunau-Varilla Treaty). По условиям этого договора Панама передавала Соединённым Штатам Америки полные права не только на строительство канала, но и на территорию вдоль него, шириной в 10 миль (порядка 16 километров), по пять с каждой стороны. Данная территория позднее стала называться как Зона Канала. С логической точки зрения было бы странно независимой Панаме тут же отказываться, по сути своей, от наиболее стратегически важной части страны. Но на практике у правительства Панамы никакого выбора, в общем-то, и не было. Альтернатив оставалось только три война за независимость с Панамой, война с США, либо то, что было предложено американцами. Ну а для американцев договор этот послужил частью фундамента строящейся Американской империи.
Уже 2-го декабря американские предложения оказались ратифицированы Панамой, а 23-го февраля 1904-го года правительством самих США. Также после американской ратификации договора Панама получила единовременно десять миллионов долларов. Буно-Варилла же после этого сразу подал в отставку и вернулся во Францию.
Началом непосредственных работ на канале служит 4-го мая 1904-го года, когда в ходе краткой официальной церемонии американский представитель Армейского Корпуса Инженеров США лейтенант Марк Брук получил ключи от складов и Анконского госпиталя. Среди первых, кто прибыл на канал, находился и главный санитарный врач доктор Вильям Кроуфорд Горгас со своими сотрудниками.
Медицинские исследователи в этот период уже постепенно склонялись к мысли о том, что между москитами с одной стороны и жёлтой лихорадкой и малярией с другой стороны имеется непосредственная связь. Первые подобные выводы стали звучать ещё в конце 19-го века, но тогда к ним не прислушивались. Было также уже установлено с какой примерно скоростью болезнь передаётся от человека к человеку и, будучи передана, созревает в жертве (инкубационный период).
Но наибольшим медицинским достижением была работа доктора Уолтера Рида, проделанная им на Кубе в 1900-м, который и установил, что конкретный вид москитов (stegomyia fasciata) является главный переносчик жёлтой лихорадки. Доктор Горгас, хорошо знавший Рида, и сам в своё время переболевший жёлтой лихорадкой, был согласен с его выводами, и уже поэтому играл важную роль в американском проекте. Тогда же на Кубе были проведены мероприятия по уничтожению москитов, что, как ни странно, действительно привело к радикальному сокращению количества заболеваний как жёлтой лихорадкой, так и малярией. Словом, Горгасу было чем заняться в Панаме.
Стоит отметить, что те москиты (stegomyia), что переносили жёлтую лихорадку, в силу особенностей своего размножения, в массе своей вились вокруг человеческих жилищ, и потому представляли собой достаточно лёгкую мишень для решительных и технически грамотных действий. Не так было с москитами (anopheles), переносящими малярию эти насекомые обитали везде от джунглей до заднего двора, и поэтому уничтожить их являлось делом крайне трудным. К тому же французский опыт показал, что малярия оказывалась гораздо более губительной для рабочих, нежели жёлтая лихорадка.
Для Горгаса, поэтому, представлялось совершенно ясным, что прежде чем завозить на строительство рабочих, не имевших иммунитета от болезни и потому сразу попадавших в группу риска, надо было что-то делать с москитами и джунглями. К сожалению, начальство Горгаса из администрации канала практически проигнорировало данные науки и не стало оказывать ему поддержку на этом направлении. Даже после того, как в 1903-м году медицинский конгресс в Париже рассмотрел доклад Рида и провозгласил существование связи между москитами и болезнями как научно доказанный факт, руководство Канала продолжало считать планы пустой тратой сил и денег.
Среди несогласных с Горгасом был и ведущий инженер Комиссии Панамского канала (Isthmian Canal Commission) Джон Ф. Уоллес. Однако в 1905-м его сменил Джон Ф. Стевенс, который, напротив, стал оказывать Горгасу всемерную поддержку, хотя и сам не очень-то верил в успех.
С технической стороны, мероприятия по борьбе с жёлтой лихорадкой включали закрепление сеток на окнах и дверях, уничтожающее окуривание всех домов подряд в Панам-Сити и Колоне, а также еженедельное смазывание водных резервуаров и выгребных ям. Но, пожалуй, наиболее значительным успехом явилось обеспечение Панама-Сити и некоторых других городов проточной водой, так как запасы стоячей воды служили отличной площадкой для размножения москитов stegomyia (жёлтая лихорадка).
В результате этих и других действий Горгаса жёлтая лихорадка была раз и навсегда изгнана с территории Панамы: последний случай заболевания официально зарегистрирован 11-го ноября 1905-го года в Панама-Сити.
Что касается малярии, то эта болезнь, в отличие от жёлтой лихорадки, отличается ещё и тем, что переболевшие ей и выжившие не приобретают устойчивого иммунитета. Тем более, что болезнь для этого региона эндемична, и ослабленный трудом и иными условиями жизни человек, заболев, мог гарантированно помереть. В итоге жертвы малярии в численном выражении как по французскому, так и по американскому проектам существенно превосходили жертвы жёлтой лихорадки. В течение 1905-го года практически все американские работники, включая и самого Горгаса, встретились с малярией лицом к лицу, при этом в каждом отдельном случае человек пребывал на строительстве не более месяца до заболевания. По признанию доктора Горгаса малярия и её преодоление являлось наиболее важным фактором в деле контроля над смертностью на строительстве Панамского канала. Очень показательно в этом плане сравнение борьбы с москитами-жёлто-лихорадочниками с войной с домашним котом, а борьбу с малярийным москитом с битвой со всеми зверями джунглей.
Таким образом, противостояние малярийным москитам было задачей сложной, если вообще решаемой. Однако по результатам исследований были получены обнадёживающие сведения. Обнаружился факт того, что москиты-anopheles не могли преодолевать в темноте определённое расстояние, поэтому вокруг домов и мест работы было обработано пространство примерным диаметром в 180 метров. Специальные санитарные команды также осушили более двухсот пятидесяти квадратных километров болот, прорыв почти две тысяч километров земляных канав, около пятисот километров бетонированных, более трёх сотен канав, выложенных камнем и проложив примерно триста километров глиняных. Всё это также потребовало срезания сотен гектаров зарослей, обработки стоячей воды различными составами, разведения множества рыб (гольянов), которые питались личинками этих москитов, а также различных насекомых, которые принялись поедать взрослых москитов. Более того, дабы избежать повторного восстановления травяного покрова и водорослей на болотах, было разлито изрядное количество яда (смесь карболовой кислоты, резины и каустической соды). И всё это день за днём на протяжении многих месяцев. Медикам было чем заняться, и хотя фактически затронута была далеко не вся Зона Канала, но даже и такой объём работ позволил радикально снизить уровень малярийной угрозы в наиболее густонаселённых местах.
И всё же за период 1906-1907-го годов от малярии на строительстве погибло свыше двух сотен человек , хотя в дальнейшем цифра эта стала достаточно быстро уменьшаться с 7,45 смертей на тысяч в 1906-м до 0,30 в 1913-м, когда канал был близок к завершению. По результатам проведённого в 1941-м комплексного исследования американские медики установили, что за двадцать лет от малярии погибло лишь семь человек из числа служащих Панамского канала.
Что ж, на болезни американцы управу нашли, что же было дальше?
Автор: Дэнко Алалич