Муравьи-бульдоги (Myrmecia), называемые также часто понеринами и муравьями-быками – муравьи, у которых имеется только одна хромосома. Они являются одними из самых больших и наиболее примитивных видов муравьев. Понерины относительно немногочисленны. Они обитают в тропических странах, больше всего их в Австралии, в приморских ее областях, хотя встречаются насекомые с таким необычным названием и в Панаме. Наименьшие особи этого рода муравьев бывают пятнадцать миллиметров в длину, а крупные достигают размеров до сорока миллиметров в длину. Агрессивное поведение и очень болезненные укусы муравьев-бульдогов хорошо известны жителям Панамы и всех мест земли, где они обитают. При укусах с довольно высокой вероятностью может возникнуть анафилактический шок (очень бурная аллергическая реакция), вплоть до смертельного исхода. Эти крупные муравьи имеют характерные крупные глаза и длинные вытянутые мандибулы (жвалы). Обладают хорошим зрением и способны замечать и даже преследовать врага на расстоянии до метра.
Гнезда бульдогов невелики, имеют мало камер, но в землю уходят довольно глубоко.
Обычно они строят свои гнезда с хорошо заметным в насыпи широким центральным ходом. Когда враг только еще приближается, навстречу по сигналу тревоги из хорошо замаскированных и потому малозаметных узких боковых ходов бесшумно выскакивают разъяренные муравьи и атакуют нарушителя, впиваясь мертвой хваткой в ноги, голову, брюшко.
Свое сравнение с бульдогом этот вид муравьев получил благодаря уникальному строению челюстей, которые работают как арбалет или катапульта. Причем, насекомое использует эту особенность не только для нападения, но и для защиты от естественных врагов. Например, с помощью своих мандибул муравей способен моментально отпрыгнуть на сорок сантиметров или подпрыгнуть на восемь сантиметров вверх. Подобная техника позволяет муравью-бульдогу застывать в воздухе на пол минуты. Это обычно помогает им уклониться от языка ящерицы. В больших количествах муравьи таким способом делают обманные маневры, заставляя более крупных хищников промахиваться.
Жало у бульдогов развито превосходно, однако природа не обидела их также размерами головы, остротой зазубренных челюстей. Голова и челюсти муравье-бульдогов переразвиты часто в ущерб зрению: глаза их несовершенны, видят они плохо. Впрочем, это и не столь уж для них важно, так как промышляют они только в темноте, по ночам. Отметим все же, что и эти плохо видящие муравьи чаще гнездятся на солнечных склонах: свет им ни к чему, но они предпочитают участки, которые теплее и суше.
Одним из наиболее известных отличий этих муравьев является их звуковой орган. Он расположен на спинной поверхности между первым и вторым сегментами брюшка и представляет собой полоску из мелких зазубрин. Когда второй сегмент движется, задний край первого проходит по насечкам полоски и производит звук.
Звонкое пение муравьев-бульдогов описано многими путешественниками, бывавшими на Панаме. Они рассказывают, что, даже когда муравьи никак не могут видеть друг друга, трескотня их, подчиняясь каким-то беззвучным сигналам, начинается одновременно и так же одновременно прекращается. После нескольких секунд молчания концерт возобновляется, и снова разом, причем отдельный муравей может стрекотать и не в такт с соседями, а в общем все равно получается нечто вроде складной песни.
Муравьи-бульдоги все хищники, лишь немногие собирают нектар, но не из цветков, а из внецветковых нектарников. Подобно муравьям всех видов, бульдоги тоже кормят друг друга, отрыгивая пищу из зобика, но делают это куда реже, чем другие. Молодь же выкармливается у понерин совсем просто. Это у них взрослые муравьи доставляют в гнездо части тела различных насекомых и бросают их личинкам, а те высасывают корм.
Понерины и вылупляются из кокона сами, без чьей-либо помощи. У них нет муравьев, которые в нужное время надгрызают кокон и затем увеличивают отверстие, помогая молодому собрату выбраться на свет. Если созревшие коконы бульдогов сложить в пустую пробирку, то через какое-то время в ней обнаружатся вылупившиеся молодые муравьи.
Однако как ни отличаются понерины от других муравьев, важнейшие муравьиные черты им не чужды. Правда, они заботятся о личинках и куколках меньше, чем другие виды, но если внезапно раскрыть их гнездо, то после некоторого замешательства они поднимают своими сильными челюстями личинок и куколок и неуклюже уволакивают всех до последней не хуже, чем это делается у высокоразвитых видов.
Автор: Таня Сашина