В наше время синий кит очень близок к мегалодону. И далеко не своими размерами (хотя ими, конечно же, тоже). А тем, что вполне может оказаться, как некогда мегалодон, вымершим обитателем океанов.
Еще в 1922-ом году на территорию Панамского канала каким-то чудом заплыл синий кит длиной в тридцать метров, на китов охотились китобои. Тогда это показалось удивительным, не забылось, но редкостью не было. Сейчас же синий кит навряд ли заплывет в Панамский канал, не только потому, что старается держаться подальше от людей. Но еще и оттого, что стал встречаться в этих краях куда реже, чем в далеком 1922-ом.
И дело тут совсем не в том, что океан не в состоянии прокормить такую махину как синий кит. Синий кит питается крилем и рачками в особо крупных количествах. Вид криля и рачков, которых поедает синий кит, зависит в первую очередь от места обитания самого кита. В день взрослая особь синего кита поедает около сорока миллионов штучек криля это около четырех тонн еды. Ежедневно синий кит должен съедать полтора миллиона калорий, и существуют сведения, согласно которым он вполне способен съесть даже восемь тон криля и рачков. Порой в рот к синему киту могут попасть и рыбы и кальмары особо неосторожные, но небольшие. Такие, чтобы синий кит смог их проглотить, так как у него очень узкое горло.
Чаще всего синий кит кормится на глубине в сто метров, и лишь в ночное время выплывает на поверхность для того, чтобы тоже немного поесть. Погружение синего кита на глубины океанов часто не затягивается дольше, чем на тридцать пять минут.
Так что, как видите, пищу, синий кит себе добывает очень даже несложно. И пищи этой в океане предостаточно даже у берегов Панама-Сити. В чем же тогда дело? Почему синих китов становится все меньше и меньше?
История уменьшения популяции синего кита началась давным-давно. Поймать кита было всегда очень трудно, и синий кит не стал исключением в этом правиле. Но как хотелось человеку поймать самого огромного обитателя океанов Или, хотя бы убить его, а потом ну хоть как-то вытащить на берег. Вот от такого желания людей и начались все беды у синего кита.
А все самое страшное началось в 1864-ом году. Именно тогда в Норвегии появилось судно пароход оборудованное специальными гарпунами для охоты на китов. Но, стоит сказать, что первые гарпуны на суднах не стали столь полезными как и все только что появившиеся изобретения. У них была масса недоработок, неточностей и в цель свою эти гарпуны попадали редко. Хотя, чего уж там, даже люди еще не наловчились пользоваться только что появившимися устройствами для ловли китов. Но вскоре гарпунное ружье усовершенствовали и в Норвегии установили несколько китобойных точек. Панама-Сити, конечно же, в то время еще не владела техникой ловли синего кита при помощи гарпуна, но время проходит быстро. В 1904-ом году в Норвегии китобойные точки сняли, из-за того, что возник какой-то конфликт с местными рыбаками. Но на этом китобойный промысел не закончился, а скорее только начался.
Синий кит стал все чаще вылавливаться в мировом океане. Следующей на очереди стала Исландия, здесь охота на синего кита началась в 1883-ем году. Далее эта охота стала распространяться по всему миру, как некое заболевание, приносящее немалые деньги. А после 1925-го года, количество убитых синих китов стало колоссально возрастать. Так как именно в 1925-ом году в больших количествах появились гарпуны на корме корабля. Чего уж там синие киты далеко не единственные жители океанов, кого в те годы стали просто безжалостно истреблять гарпунами.
Лишь только в Антарктике между 1930-ым и 1931-ым годами уничтожили более двадцати девяти тысяч синих китов. И это практически за год.
Уже после Второй мировой войны количество синих китов уменьшилось настолько, что люди впервые задумались а не исчезнут ли они, если и дальше будет все тоже самое? Поэтому, синий кит стал защищаться законами торговли и разными ограничениями. Но как оказалось одних законов и ограничений на вылов мало. А все потому, что одинаково вылавливали как синих китов, чья популяция значительно снизилась, так и других китов, популяции которых не сильно пострадали.
Только не так давно, в 1960-ых годах Международная китобойная комиссия запретила охоту на синих китов. С одной стороны синий кит был защищен, но с другой стороны Советский Союз продолжал охоту на него в своих водах до 1970-ых годов. Даже не смотря на запрет охоты на синего кита, Советский Союз стал не единственной страной, что продолжала охоту. Так, до 1970-ых годов в Антарктике убили триста тридцать тысяч синих китов, в южном полушарии убили тридцать три тысячи синих китов. Синий кит проживающий на севере Тихого океана потерял более восьми тысяч своих собратьев, а на севере Атлантического океана стало на семь тысяч меньше синих китов. Итого, синий кит снова потерял в весе своей популяции.
Популяция китов восстанавливается намного медленнее, чем популяция других обитателей океана. А все потому, что киты живут не так и мало. Вот взять, к примеру, синего кита он живет около восьмидесяти лет, а репродуктивный возраст наступает только спустя двадцать, а то и двадцать пять лет жизни При этом, синий кит должен дожить до этого возраста, а потом хотя бы раз в два года (чаще никак) приносить одного детеныша. Насколько может увеличиться популяция синих китов, если сейчас в мировом океане от двух до пяти тысяч особей этого вида? И вероятно, что не все они половозрелые.
Не смотря на такие весьма грустные расклады, синий кит действительно может не только выжить, но и восстановить свою популяцию. А кто знает, может быть даже приумножить ее. Потому как вылов синего кита в наше время строго настрого запрещен, и ученые наблюдают за развитием и размножением всех оставшихся особей (наблюдают, насколько и когда могут). Таким образом, синий кит, проживающий в Антарктике смог увеличить свою популяцию более чем на семь процентов в год. Около берегов Калифорнии, а также около Исландии популяция синего кита тоже возросла, правда, несущественно (но лучше хоть что-то, чем совсем ничего).
Еще в 2002-ом году количество синих китов в мире находилось где-то между цифрами в пять и двенадцать тысяч особей. В Антарктике синий кит и вовсе признан существом, находящимся на грани исчезновения. Он занесен в Международную красную книгу но для увеличения численности с того мизера, который остался это не помогает.
Подвид, обитающий от Аляски до Коста-Рики, чаще всего встречается в Калифорнии, этих китов осталось всего около двух тысяч особей.
Когда-то раньше китобойный промысел процветал и около полуострова Асуэро, в республике Панама. Теперь же это принесло свои плоды синий кит в этих водах встречается все реже и реже. Республика Панама признала синего кита, как находящегося под угрозой исчезновения с ее территорий. Так что если из Панама-Сити сейчас можно увидеть синего кита, то уже через несколько десятилетий, а может и лет, синий кит в этих водах более не встретится.
Все синие киты, которые еще остались в мировом океане, были разбиты учеными на разные группы. Причем, разделены не только по существующим подвидам, но просто по группам кого, где увидели. Притом, что синий кит практически не держится крупными группами. По оценкам ученых в Северной Атлантике сейчас находится от шестисот до полутора тысячи синих китов.
Синий кит, как мы помним, разбивается на подвиды. И некоторые из его подвидов изучены недостаточно хорошо. В то же время, мир может и не успеть изучить их достаточно хорошо киты просто вымрут. И будет точь-в-точь как с мегалодоном, безумно похожим на большую белую акулу, но ею не являющимся.
В южном полушарии нашей планеты существуют два подвида синего кита, один из которых как раз, мало изученный карликовый синий кит, относительно которого и ходят споры. Что качается численности этого синего кита, то и здесь толком ничего неизвестно, кроме того, что численность эта растет медленнее, чем численность всех других представителей вида синего кита.
Летом в 2007-ом году синий кит сделал настоящую сенсацию в Чили. Здесь зафиксировано триста двадцать шесть особей, что плавали у берегов острова Чилоэ. Синий кит мигрирует, время от времени появляясь то там, то здесь. Поэтому следить за ним ученым порой очень трудно. Даже не смотря на крупные размеры животного.
Люди, конечно же, стараются сделать все возможное (а подчас и невозможное) для того, чтобы синий кит размножался. Но люди не единственные существа на нашей планете, которые подпортили популяцию синих китов.
Даже не смотря на свои огромные размеры, синий кит в дикой природе должен уметь выживать. А как тут выживать, если на тебя нападают, такие хищники, как касатка? Синий кит не один раз демонстрировал ученым шрамы, полученные от нападений касатки. Двадцать пять процентов всех синих китов покалечены касатками. Кстати, невдалеке от Панама-Сити касатка тоже встречается такой уж у нее ареал обитания.
К сожалению, касатка хоть и далеко не всегда убивает синего кита, а калечит его изрядно. Между прочим, смертельные случаи от нападения касаток на синих китов в наше время редкость. С другой стороны, касатки так калечат бедолаг, что они просто умирают от побоев.
Но касатка это только одна причина смерти синего кита. Правда, при такой малой популяции, и она очень важна. Еще немалое значение имеют корабли, рыболовные сети и просто выбросы нефти и грязи в океан. Мы портим не только то, что на земле, но и то, что под водой. Загрязненная океаническая среда убивает синих китов. И нужно сказать, она убивает не только синих китов. Еще в прошлом веке ученые предсказывали, что самой большой проблемой будущего на земле будет нехватка чистой воды. И вуаля Предсказание практически исполнилось.
Синий кит это только один пример из множества. Ведь далеко не один синий кит сейчас находится на грани вымирания. Да, именно вымирания, а не исчезновения. Ничто само по себе с лица этой планеты не исчезало. Для всего были свои причины, подчас, вызванные природой. А в последние сто пятьдесят лет с лица Земли исчезают все больше существ, и причина в этом одна человек. Природа же давно не причем никаких глобальных катаклизмов для вымирания такого огромного количества существ на нашей планете не было.
Так что жители Панама-Сити наслаждайтесь тем, что есть. Так как пройдет еще сто пятьдесят лет, и от этого обилия подводной и наземной дикой природы, вполне возможно, ничего и не останется. Автор: Татьяна Череватенко