Медицина Панамы: от прошлого до наших дней – часть первая

Медицина Панамы: от прошлого до наших дней - часть первая

До Колумба

Индейцы из группы чибча обосновались на Панамском перешейке еще десять – одинадцать тысяч лет до нашей эры. Первые следы рыболовства и ведения ими натурального сельского хозяйства датируют семью тысячами лет до нашей эры. Тремя тысячами лет позже аборигены научились делать гончарные изделия. А в пятом столетии уже нашей эры плавить металл. Предполагают, что до прихода испанцев численность коренного населения перешейка достигала трех сотен тысяч.

Суарес Матис (Suarez Matiz) пишет, что в каждой туземной культуре существовали свои знахари или шаманы. В частности, известны Текина (Tequina) исчезнувших Куэвов, Джайбана (Jaiban&aacute,) индейцев Эмбера и Сукия (Sukia) племени Гуайми.

Среди упомянутых культур, индейцы куэвы лучше других преуспели в лечебном деле. Суарес пишет, что знахари этого племени достаточно хорошо лечили травами, вправляли вывихи, фиксировали переломы, использовали змеиные зубы как хирургические иглы для зашивания ран. Куэвы также очень ревностно заботились о личной гигиене.

Религия индейцев племени Эмбера основана на шаманизме невидимых сил джай (jai). Джай – суть вещей, стихий, животных и людей. Силы джай принадлежат природе, и только шаман – джайбана (jaiban&aacute,) может видеть и контролировать их. Будущих знахарей выбирали в самом детстве, долго учили у опытнейших джайбана, живших в деревнях и сельве Дарьена (Dari&eacute,n). По представлению индейцев, человек может заболеть либо от магического нападения, либо от природных причин. Силы джай или пронизывают тело, или крадут его тень, тем самым вызывают магическую болезнь. Ее вполне успешно лечил шаман. Природные хвори, такие как простуда, достаточно хорошо поддавались силе лечебных растений. Вера аборигенов в сверхъестественное излечение с помощью магии была настолько сильна, что сохранилась до сегодняшних дней.

Знахарка Сукия (Sukia), тоже выбранная в детстве по магическим знакам, впоследствии успешно лечила сородичей племени гуайми разными хорошими травками.

Хотя священник Бартоломе де Лас Касас и обвинял позже конкистадоров в смерти трех миллионов коренного населения региона будущей Республики Панама, цифра эта, скорей всего, немножко преувеличена. Несомненно, множество аборигенов погибло во время жестокой испанской колонизации. Также, у местных жителей практически не было иммунитета против болезней европейцев. В итоге совсем исчезли куэвы и другие прибережные племена. Когда сэр пират Фрэнсис Дрейк прибыл в Панаму три четверти века спустя после прихода испанцев, местные индейцы, в основном, жили в горах и джунглях, подальше от испанских поселений.

Колонизация

Колонизация перешейка началась с основания Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен (Santa Mar&iacute,a la Antigua del Dari&eacute,n) в 1510-ом году.

Испанцы подвергали свое здоровье серьезному риску. После длительного, изнурительного путешествия по морю им приходилось терпеть влажный тропический климат и жизнь в хибарах без всяких санитарных удобств, с многочисленными назойливыми насекомыми. Из-за множества сточных канав поблизости, историк Мартир де Англерия (M&aacute,rtir de Angler&iacute,a) описал площадь Санта-Мария-ла-Антигуа как место болезнетворное и зловонное.

Неудивительно, что первооткрыватель Тихого океана Васко Нуньес де Бальбоа (Vasco Nu&ntilde,ez de Balboa) в первых петициях о средствах для новых колоний в 1513-ом году просит короля Испании прислать как можно больше сведущих в  медицине.

Первой больницей, основанной на новой земле в 1515-ом году, стал госпиталь Сантьяго в Санта-Мария-ла-Антигуа. Управлял лечебницей Педрариас Давила (Pedrarias D&aacute,vila) врач, прибывший на перешеек вместе со своим помощником хирургом – Эрнандо де ла Вегой (Hernando de la Vega).

Туземные знахари поразили испанских врачей своими глубокими и порой уникальными знаниями лечебных растений. Также европейским медикам пришлось столкнуться с новыми, неизвестными в то время болезнями.

Суарес, цитируя Фернандеса де Овидо (Fern&aacute,ndez de Oviedo), особенно выделяет бубоны, в свое время вызвавшие много споров. Люди сильно боялись заразиться бубонной чумой, лечения от которой в то время просто не существовало, а смертность достигала девяноста пяти процентов. Васко Нуньес де Бальбоа сообщал о язвах на руках и ногах, появившихся у испанцев после похода вглубь джунглей. С похожими ранами-язвами прожил всю жизнь и сам Педрариас Давила. Скорей всего, поражения кожи были вызваны Лейшманиями, передаваемыми человеку через укусы москитов. Лейшманиоз был, впрочем, гораздо менее опасен для людей, чем бубонная чума.

Колонизаторы страдали и от многих других заболеваний: сифилис, тропическая гранулема, фрамбезия, диарея, дизентерия, филяриоз, болезнь Шагаса и дерматомикоз. Из-за длительной нехватки витамина С трансатлантическое плавание нередко заканчивалось для испанцев тяжелейшей цингой.

После выбора более благоприятного места для жизни и ведения торговли, пятнадцатого августа 1519-го года испанцы решили основать город – Панама. Тут же была построена больница Сан Себастьян (San Sebast&iacute,an), проработавшая с 1545-го до 1575-го года. Позже в 1620-ом году она была переименована в госпиталь Сан Хуан Диос (San Juan de Dios) и опекалась религиозным орденом.

Больница Сан-Хуан Диос вмещала в среднем сто коек, в случаях острой необходимости использовали помещения церкви и хора. Кроме того, были аптека, внутренний двор, крытая галерея и монастырь, в котором жили священник и десять-двадцать монахов. Судя по монастырским записям, за период с 1620-го по 1629-ый года было госпитализировано всего шесть тысяч четыреста одиннадцать человек, из них умерло во время излечения пятьсот одиннадцать.

В 1629-ом году орден взял на себя ответственность и за больницу Сан-Себастьян Портобелло (San Sebasti&aacute,n de Portobelo). В 1670-ом году они же основали лечебницу Сан-Хуан Диос Ната и Сантьяго (San Juan de Dios de Nat&aacute, y Santiago).

Альфредо Кастильеро Кальво (Alfredo Castillero Calvo) пишет об серьезных недостатках этих больниц. Не всегда хватало еды. Слишком много времени уходило на религиозные обряды. Из-за отсутствия должного медицинского ухода много людей умирало.

В то время очень важным торговым мероприятием была знаменитая ярмарка в Портобелло (Portobelo). Однако, из-за опасных эпидемических условий капитаны кораблей редко оставались в порту более месяца. В противном случае массово начинали болеть члены экипажа. Томаш Гахе (Thomas Gage) писал, что в 1637-ом году в Портобелло прибыл флот из пяти тысяч человек, а пятнадцать дней спустя пятьсот из них уже умерло. И это не считалось чем-то необычным. Во время шотландской колонизации Дарьена Сэром Уильямом Паттерсоном между 1698-ым и 1699-ым годами из тысячи двухсот переселенцев через год от тропических болезней умерла треть прибывших (читайте на нашем сайте статью о шотландской колонии в Панаме в разделе Истории Панамы).

По всей видимости, причиной массовой гибели людей служили также желтая и малярийная лихорадки. Кроме того, наблюдались крупные вспышки холеры в 1670-ом и 1749-ом годах. Две опустошительные эпидемии оспы прошли в 1766-ом и 1782-ом годах.

Одной из знаменитых жертв ужасных условий перешейка стал упомянутый ранее Фрэнсис Дрейк, умерший от дизентерии в Портобелло в 1595-ом году. Его останки покоятся в заливе.

После того, как в 1671-ом году Панаму разграбил и разрушил пират Генри Морган (Henry Morgan), город был отстроен на своем теперешнем месте. Заново отстроили и госпиталь Сан Хуан Диос (San Juan de Dios) с семьюдесятью койками.

Альфредо Кастильеро Кальво (Alfredo Castillero Calvo) пишет, что из-за широкого распространения проказы был построен лепрозорий Сан Лазаро (San L&aacute,zaro) в Пало Секо (Palo Seco). Сегодня это западная часть Панамского канала. Инфраструктура больницы пригодилась позже американцам. Сейчас это один из госпиталей министерства здравоохранения.

Испанская администрация перевела в Америку часть своих больниц, университетов. В самом начале учиться на врача разрешалось только испанцам. Позже открылись медицинские школы в Мексике, Лиме и Боготе.

Из поздних записей сохранились воспоминания британского военного медика В. Д. Везерхеда (W. D. Weatherhead). После высадки на берег в 1819-ом году, вначале испанцы кинули его в тюрьму, а после – заставили работать в госпитале Сан Хуан Диос (в Панаме). Визерхед так пишет об испанских врачах: они ничего не знают в медицинской науке, даже анатомию. Британец также упоминает о бедных и нездоровых условиях в самой больнице.

Несмотря на зачаточную медицину эпохи и неэффективные лекарства, все же можно выделить некоторых исторических персонажей: Мельчор де Амуско (Melchor de Amusco), учился в Лиме, позже написал книгу о кори, а Исидро де Арройо (Isidro de Arroyo), врач больницы Сан Хуан Диос, написал Диссертацию о желтой лихорадке.
Автор: Андрей Череватенко


Leave a Reply