Исследования территории центральной Панамы показали, что уже семь тысяч лет назад на этих землях выращивали такую пищевую культуру как маис. Данные выводы сделали на основе обнаружения древесного угля, смешанного с пыльцой, найденной в этом районе. Наличие угля и возраст находок говорили о том, что для обработки полей семь тысяч лет назад использовали огонь технология, распространенная в Панаме по сей день. Некоторые ученые называют более точную дату появления маиса в Панаме семь тысяч триста лет назад. Этот факт весьма важен не только для Панамы и ее истории, но также и для всей планеты. Так как данная находка указывает на то, что кукуруза произошла именно из Америки.
Панамский залив напоминает контурами своей береговой линии быка в профиль. И такой район как Серро-Манготе находится прямо на носу этого быка. На морде же этого быка расположена местность под названием Монагрильо. Этот район имеет большое значение в истории Панамы. Здесь археологами была обнаружена самая древняя керамика во всей Америке ее возраст более четырех тысяч лет. Что и говорить, в этом плане Панама стала местом весьма известным, так как возраст керамики среди исследованных артефактов индейских культур действительно потрясает.
Также, на южной стороне полуострова Асуеро в начале нашей эры жили гончары. Назывались они гуайми. Расцвет их ремесла в Панаме, а именно в Верауасе и Кокле, приходится на четвертый-седьмой века нашей эры.
Большое значение имел для истории Панамы 1947-ой год. Именно в этом году археологи получили в свое распоряжение несколько статуй, но не простых, а антропоморфных. Они были расставлены по кругу в провинции Чирики, в Бугаба.
Эта находка стала великим научным событием, так как была первой в процессе открытия крупного культурного центра. Немного позже этот центр назвали Баррилес, и отнесли к трехсотому году до нашей эры.
На самом деле это место было не чем иным, как местом для церемонии ритуального обезглавливания. Недалеко от этого места были расположены захоронения, а также ритуальные урны.
Статуи, найденные в провинции Чирики, были позднее разбросаны по разным музеям. Одна из них находится в музее столицы Панамы. Это действительно уникальные произведения искусства. Размер некоторых статуй достигает двух метров. Вид этих статуй довольно разный. К примеру, одна из них изображает вождя, что сидит верхом на голом пленнике-рабе. На голове у вождя конический головной убор с золотыми украшениям, а на шее у вождя подвески. При этом лицо вождя выражает наглость, а его раб, которого он оседлал вызывает сочувствие. Эта статуя дает полное представление о социальных классах, что существовали в те времена на территории Панамы.
Если говорить о Панамском искусстве, то здесь следует вспомнить и такую простую вещь как зернотерка. Или же метатес. Эти, на первый взгляд, самые обычные и распространенные в быту вещи, изготавливались как своеобразные произведения искусства они выглядят по сути как скульптуры. Эти зернотерки сейчас находятся в Национальном музее Республики Панама. Ножки зернотерок украшены различными фигурами. К примеру, ножки одной из зернотерок выполнены в виде половых органов. Размеры этих зернотерок куда больше обычных, и по некоторым предположениям столы из-под них использовались и как место для принятия родов или как жертвенный алтарь.
Подобные метатес были найдены и в Коста-Рике. Эти метатес весьма похожи на те, что нашли в Панаме, в провинции Чирики. Некоторые археологи подчеркивают этой находкой связь культур этих двух областей. Интересно, что использование подобных зернотерок, или же метатес, присуще исключительно Месоамерике. В других регионах планеты использовали обыкновенную ступку и пестик.
Если же говорить о связи культуры и ремесел, развитых в регионе Панама, то здесь нужно сделать акцент на схожесть изготовления ювелирных изделий индейцев Панамы и индейцев из Колумбии.
Ювелиры из Чирики, Верагуас и Кокле, шестнадцать веков тому назад изготавливали изделия методом чеканки и вальцовки, из сплава меди и золота. Ту же самую технологию использовали и ювелиры Тоноси. Так что доколумбова Панамы была той частью мира, что не только развивалась сама, но и привносила нечто новое в развитие других регионов.
Автор: Тарья Сирояма