Министр обороны США Пит Хегсет сделал громкое заявление: американские военные корабли отныне смогут проходить через Панамский канал без пошлин и на приоритетных условиях.
По его словам, договорённость уже достигнута с администрацией канала и внесена в совместную декларацию.
Однако панамские журналисты быстро заметили нюанс: в испанской версии документа говорится не о полной отмене сборов, а о «механизме компенсации».
«Военные корабли США не будут проходить через канал бесплатно, мы ищем способ возмещения затрат», — уточнил министр по делам Панамского канала Хосе Рамон Икаса.
Цифры вместо эмоций
Согласно данным администрации канала, с 1998 по 2024 год через него прошло 373 039 судов, но лишь 994 (0,3%) были кораблями ВМС США. Получается, спор идёт о капле в океане — но, видимо, очень принципиальной капле.
Трамп и его «возвращение канала»
Напомним, в январе Дональд Трамп в своей инаугурационной речи обвинил Панаму в неэффективном управлении и намекнул, что США могут вернуть контроль над каналом.
«Важнее всего, что каналом управляет Китай. Мы передавали его Панаме, а не Китаю — и мы его вернём», — заявил экс-президент, не уточнив, каким именно образом.
Ранее Трамп уже грозился «разобраться» с пошлинами, а в крайнем случае — даже применить силу. Пока что Вашингтон ограничился переговорами, но будет ли этого достаточно — большой вопрос.
Что дальше?
Панамский канал остаётся стратегическим узлом мировой торговли, и любое изменение его статуса может вызвать цепную реакцию. Пока США и Панама ведут тонкую дипломатическую игру, остальной мир наблюдает: кто кого переиграет в этом геополитическом покере?
Одно ясно точно — бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Или, в данном случае, в декларациях с двойным дном.