Даже давним жителям Панама-Сити не помешает узнать немного больше про индейцев, живущих на территории республики Панама. Одни из них называются индейцы гуайми. Индейцы гуайми проживали в наиболее отдаленных регионах таких провинций как Бокас-дель-Торро, Чирики, а также Верагуас. Интересно также и то, что индейцы гуайми жили как бы в двух различных по климату регионах. Конечно же, регионы эти находились в разных местах современной республики Панама. Со стороны Тихого океана небольшие поселения располагались в отдаленных регионах Верагуас и Чирики. А вот со стороны Атлантического океана поселения располагались в прибрежной зоне, либо невдалеке от рек, где можно было бы ловить рыбу.
Конечно же, когда испанцы пришли на земли современной республики Панама, они стали продвигать свою колониальную политику. Нельзя сказать, что местным жителям это очень понравилось. Индейцы гуайми, в том числе не были рады новым веяниям. Успех политики испанцев был ограничен в районе республики Панама, и некоторые индейцы даже приняли иную веру, слившись с населением метисов. Но все же, большинство индейцев гуайми, ушли на еще более дальние территории.
С начала двадцатого века гуайми проживающие на стороне республики Панама выходящей к Атлантическому океану, контактировали с протестантскими миссионерами. В основном это были адвентисты седьмого дня. Также гуайми контактировали с римско-католическими миссионерами. Конечно же, по сравнению с метисами, миссионеры не делали упор на использование гуайми в каких-то своих скрытых экономических выгодах. Именно это удивило и привлекло внимание индейцев. Наиболее интенсивный контакт был в провинции Верагуас, индейцы племени гуайми в Чирики и в Бокас-дель-Торро практически не были затронуты подобным общением. Таким образом, произошло символичное разделение индейцев гуайми на две части. Одни говорили на испанском и гуайми, другие же только на гуайми.
Там, где гуайми проживали около Атлантического океана, открывали государственные школы, привлекая туда индейский народ. И вообще-то, очень многие стремились отдать в эти школы своих детей, хотя бы в начальную школу. Для этого, порой, детям приходилось становиться рабами в семьях, проживающих в городе. Только так дети имели возможность посещать школу, ведь добираться до нее оттуда где живут родители, не представлялось возможным. Такие переезды в город стали причиной возникновения немалого количества молодого населения гуайми, разговаривающего как на языке гуайми, так и на английском, а также испанском языках. Наверняка, даже в Панама-Сити сейчас есть гуайми, знающие кроме своего родного языка и другие.
Но как жили гуайми, а еще интереснее чем они занимались? По этому поводу осталось не так и много сведений. Согласно известным данным на территории республики Панама индейцы гуайми занимались мелким животноводством, растениеводством, рыбалкой и конечно же охотой. Гуайми не использовали подсечно-огневое земледелие, а обрабатывали землю другими методами доколумбовой эпохи. Больший акцент делался на селективную очистку и прополку земли. Они все же, порой и сжигали деревья, но далеко не все и не везде.
Гуайми хорошо знали свою природу, умели определять изменение погоды по поведению растений, а также различали время года именно по созреванию разных растений. Сельскохозяйственная система гуайми была очень разнообразной, они выращивали немало сельскохозяйственных культур, которые были устойчивыми к различным вредителям. Приведем только один пример, когда все другие плантации по выращиванию бананов в республике Панама были закрыты, гуайми продолжали выращивать и продавать бананы.
Конечно же, с течением времени индейцы гуайми (как и многие другие индейцы республики Панама), были утеснены на своих территориях. Из-за некоторых переселений индейцы гуайми не могли уже в полной мере обрабатывать землю, и порой голодали. Выросло значение домашнего скота, как источника белка, еще и по той причине, что другие, дикие животные, стали почти недоступны для индейцев гуайми. Если ранее они охотились на тапиров, пекари, оленей, то теперь охота практически прекратилась. Что касается птиц, содержать их в неволе было невозможно из-за уязвимости к болезням, вредителям. Помимо этого на птиц охотились хищники. Так что гуайами были вынуждены сделать выбор в пользу крупного рогатого скота и свиней. Питались также они бананами, маниока, ямсом (сладким картофелем).
Дикая природа пострадала от современных методов охоты. К сожалению, с развитием цивилизации традиционная охота стала забываться, так же как традиционная рыбалка. Фонари, малокалиберные винтовки, современные приспособления для ловли рыбы все это стало более разрушительным для некоторых видов животных, рыб, и окружающей среды, нежели традиционные методы. Индейцы гуайми начали покупать посуду, одежду, одеяла, алкогольные напитки, топоры, швейные машинки, радио, наручные часы и многое другое. Деньги на покупку всего этого гуайми получали от продаж своего скота, а также сельскохозяйственных культур. Помимо этого гуайми занимались ремеслами, и также имели некоторый доход от этого, но стоит сказать, что подобный доход был весьма сомнителен.
Некоторые гуайми работали как наемные работники, особенно в молодом возрасте. Некоторые просто устраивались на работу. Еще меньшая часть гуайми получила специальность, по которой и работала механики, например. Совсем небольшая часть людей стала преподавать. В основном же гуайми работали на банановых плантациях, и разводили рогатый скот. Немногие выбирались в крупные города, такие как Панама-Сити.
В 1950-ом году правительство республики Панама приняло закон, согласно которому наем иностранной рабочей силы был весьма ограничен. Кончено же, изменение законодательной базы в эту сторону привело к тому, что на плантациях стали работать в основном гуайми. Для этого некоторые семьи даже переехали в города, чтобы иметь заработок на плантациях. Но, по правде сказать, толком ничего заработать здесь так и не получилось, в основном все заработки уходили на проживание.
Уже в 1960-ых годах гуайми стали испытывать финансовые трудности, так как снизился спрос на рабочую силу в городах, а точнее на банановых плантациях. Можно сказать, что их использовали, а после за ненадобностью отказались от предоставляемых гуайми услуг. Таким образом, гуайми раскидало по всей республике Панама, занесло их попутным ветром и в Панама-Сити, и в другие крупные города. Люди искали средства для выживания. Но также и за пределами крупных городов остались селения гуайми. Правда, уже не столь крупные, как ранее.
Деревня теперь стала одним из средств, к существованию. Здесь можно было выжить, работая на земле. Для этого гуайми порой использовали даже родственные связи, родственники объединялись, чтобы вместе обрабатывать землю и получать больший результат своих трудов.
Конечно же, у гуайми были разделения обязанностей между женщинами и мужчинами. Но что и говорить, когда-то и женщинам приходилось рубить дрова и бороться с сорняками, а мужчинам готовить еду и нянчить детей. Но женщины, тем не менее, никогда не занимались охотой и крупным рогатым скотом, даже когда мужчины путешествовали по республике Панама в поисках работы. Все же во время отсутствия мужчин женщинам приходилось брать на себя практически все хозяйство. Если в семьях были дети, уже с восьми лет они могли помогать своим матерям по дому, а уже к четырнадцати годам (девочки) или к семнадцати годам (мальчики) дети должны были делать все то, что делают взрослые.
В тяжелые времена родственные связи у гуайми становились очень прочными. Если женщине были нужны продукты, она могла отправить своего ребенка по родственникам, за сбором оных. Сельским хозяйством в основном все семейство занималось сообща, и никто не выступал в качестве наемного работника. Но если кто-то просил помочь в обработке земель сторонних людей, он должен был предоставить помощникам питание, а также мясо и пиво, кроме того, что можно было бы взять немного еды еще и домой.
Брак для индейцев гуайми стал одним из способов устанавливать связи между разными семьями, и при этом соблюдать какие-то интересы. Впрочем, все как и у всех женились на тех, у кого есть много земли, для объединения земельных угодий, увеличения богатства и различного типа связей. Чаще всего про брак детей договаривались отцы. Согласие на брак скреплялось символичным визитом жениха с родителями в дом невесты. Что-то наподобие сватовства. Далее состоялся брак, но это скорее выглядело как условность, так как никакой официальной части не было. После брака родственники могли обмениваться между собой нужными друг другу продуктами, вещами.
Сразу же после заключения брака молодые жили с родителями невесты, где жених, конечно же, помогал им во всем. При этом муж пытается всячески уговорить свою жену переехать из дома его родителей и жить отдельно, но чаще всего сделать это было очень трудно. Конечно же, женщина как бы хотела жить там, где привыкла. Не ранее чем через год супругу удавалось уговорить жену переехать.
В основном браки между индейцами гуайми были полигамными. Если мужчина мог позволить себе содержать более одной жены, он считался богачом. Порой мужчина женился сразу с двумя женщинами, которые были сестрами. А иногда мужчина брал в жены старшую сестру, а через несколько лет, когда достаточно поднакопил младшую. Все жили вместе. Но когда сыновья женились, младшие жены заботились больше о новых семьях. Еще часто, когда мужчина становился старым, более младшие жены уходили от него. То есть, даже заключив брак с несколькими женами, в старости часто мужчина оставался только с одной.
У гуайми существовали признаки по богатству, но все это считалось условностью. К примеру, чем более щедрым казался мужчина по отношению к своим родственникам, тем престижнее он выглядел. Также и молодой мужчина способный обеспечить свою семью достаточно хорошо, и своих родственников, пользовался немалым уважением.
В 1980-ом году возник конфликт между правительством и гуайми. Так как именно тогда планировали вести разработку меди в Серо Колорадо, тогда некоторые гуайми стали активно заниматься политическими вопросами. Многие проекты в республике Панама планировалось осуществлять как раз на территории, где проживают гуайми. Конечно же, никому из местных жителей это не нравилось, и они решили защитить свои земли. Даже в Панама-Сити, наверняка, помнят подобные трения между гуайми и правительством. Конечно же, правительство говорило про денежную компенсацию, в связи с тем, что гуайми будут вынуждены покинуть свои земли. Но земля для гуайми это их хлеб. И предложенных денег не хватило бы на покупку каких-то земельных участков, и нового обоснования. Уже в наше время правительство заявляет, что не намеренно изгонять или переселять индейцев гуайми с их земель. Но данный конфликт тянулся на протяжении многих лет, так как медь в республике Панама очень перспективное направление горнодобывающей промышленности. Помимо этого в республике Панама строили плотины, что отображалось на ловле рыб индейцами гуайми.
Были у гуайми еще и своеобразные дипломаты. Они умели заглаживать всякие неурядицы, конфликты, разногласия. Таким образом, люди тоже завоевывали себе авторитет. Ведь споры между гуайми решались исключительно на народных собраниях. Там же присутствовали специалисты из арбитражного суда. Уже в наше время только лишь случай решал, кто поможет людям разобраться между собой. Но на самом деле раньше у гуайми для этого случая находились особенные люди.
Если вы когда-то побываете в республике Панама, даже пребывая в Панама-Сити не поленитесь отправиться в селение гуайми с гидом. Посмотреть на то, как живут эти индейцы, узнать больше про их традиции, а также историю будет очень интересно. Автор: Татьяна Череватенко