Панамская комарка (резервация) Эмбера состоит из двух отдельных округов, окружённых землями провинции Дарьен. С точки зрения жителей столицы страны Панама-Сити (и не только) комарка эта находится практически у чёрта на куличках, туда не проведено никаких нормальных дорог, и, тем не менее, там всё же ухитряются как-то жить люди, главным образом индейцы Эмбера (Embera) и Воунаан (Wounaan), коих гораздо меньше. Всего же численность населения комарки не достигает и двадцати тысяч человек.
Эмбера и Воунаан, ранее известные под общим именем Чоко, но говорящие на разных языках, живут практически точно также, как и во времена Христофора Колумба. При этом их культуры весьма родственны, так как в своё время они длительное время жили вместе, перейдя в 18-м веке в Панаму из колумбийской провинции Чоко. Численность племени Эмбера около 15 тысяч человек, а племени Воунаан немногим более двух с половиной тысяч. Оба племени обитают в условиях влажного тропического леса (часть которого известна как Дарьенская Дыра). Культура их характерна для народов, чья жизнедеятельность зависит от рек и лесов (на территории комарки великое множество различных водных артерий, по которым происходит внутренние торговля и общение).
Одна из наиболее интересных особенностей современной жизни этих индейцев заключается в том, что они вносят свой существенный вклад в дело изготовления лекарственных препаратов. Досконально изучив условия родных влажных джунглей, они стали признанными экспертами в том, где, что и как растёт, и как это можно использовать на пользу человека. Кроме того, в отличие от индейцев западных панамских областей, они в гораздо большей степени используют натуральные продукты в своих ритуальных практиках. Например, тела свои (и туристов) они раскрашивают краской ягуа (jagua), изготавливаемой из фруктовых соков. Ну и, разумеется, их ремесленники создают прекрасные произведения искусства.
Произведения эти, главным образом, представляют собой изящные (и при этом практичные) корзины, а также различные украшения из дерева с великолепной техникой резного узора. Индейцы Эмбера используют навыки резьбы по дереву не только при приближении туристов, но и в своей повседневной жизни, украшая каноэ, вёсла, оружие, мебель и любые иные бытовые предметы. Кроме того, уже в современности, они начали вырезать из тагуа (tagua, слоновая пальма), которую они называют буквально как растительная слоновая кость. С помощью этого материала они создают наиболее впечатляющие предметы своего искусства, воплощая в них образы животных и растений, обитающих и растущих в тропическом лесу.
Технически это выглядит так: берётся тагуа, очищается, затем покрывается лаком (чтобы блестело). С учётом тёмно-коричневого или серого природного цвета тагуа, близкого к цветам слоновой кости, получается вполне эстетично. В зависимости от вдохновения Эмбера могут также использовать и дополнительные красители, изготовленные из выжимок, притом не только из растений, но и, по сути, из самой земли. Такими красками покрываются, в частности, их корзины. А те же изделия, в которых наличествуют те или иначе признаки почитаемого индейцами ягуара, красятся просто по высшему разряду. Стоит также отметить, что корзины, изготовленные этими индейцами, известны не только панамским гидам: их, в частности, охотно продают и покупают ценители искусства из США.
Разумеется, современные деревни Эмбера и Воунаан отличаются от поселений, в которых жили их предки. Испанцы пришли в их лес ещё в начале 16-го столетия, после чего спокойная и, по их собственным убеждениям, счастливая жизнь на этом закончилась. С тех пор, несмотря на свой миролюбивый и вместе с тем гордый нрав, они с недоверием относятся ко всяческим чужакам. Однако их отношение существенно меняется, коль скоро они начинают испытывать доверие к человеку.
Если вы по делам (интересно, каким:)) или в ходе туристического путешествия окажетесь в деревне таких индейцев, то держите себя в руках, ибо как мужское, так и женское население не особо привержено напяливать на себя кучу тряпок. Таков их образ жизни, им и в собственной коже тепло. Мужчины Эмбера все как на подбор мускулисты, с прямыми чёрными волосами, многие носят серьги. Тела обильно покрыты узорами на основе натуральной краски из дерева генипа, преобладают красные и оранжевые цвета. Женщины очень любят украшать свои причёски цветами.
Политика и проблемы
Хозяйственная деятельность Эмбера и Воунаан основана, разумеется, на сельском хозяйстве. Индейцы выращивают бананы, ходят на охоту, пасут скот, рыбачат, а также занимаются собирательством всего, что только пригодно в пищу. Традиционно они вели полукочевой образ жизни, перемещаясь кланами вдоль рек, но в 1968-м году, с подачи Панамского правительства, а также по решениям собственных вождей, они перешли к оседлому образу жизни, взяв за образец действия индейцев Куна.
В политическом отношении, до 1983-го года никаких особых прав в Панаме индейцы Эмбера и Воуанаан не имели. Лишь в том году Панамское правительство соизволило выделить им порядка трёх тысяч квадратных километров из состава провинции Дарьен. Да и то, фактически это получилось посредством своего рода вытягивания Дарьенского Национального Парка (вообще, складывается такое впечатление, что в Панаме решили сразу убить двух зайцев, практически на одних и тех же территориях сохраняя не только биосферу, но и индейцев как часть её:)). Столицей северо-восточного округа Семако (Cemaco) стал Юнион-Чоко, а юго-западного Самбу Рио-Сабало. Оба округа подчиняются единой администрацией. При этом лишь немногим более трети индейцев живёт именно на территории комарки, десятки общин разбросаны в лесах самого Дарьена.
Земли резервации в настоящее время испытывают всё возрастающее давление как со стороны внутрипанамских поселенцев, так и со стороны разного рода колумбийских иммигрантов. Вдобавок к этому леса комарки активно вырубаются внешним капиталом. Некоторые семьи Эмбера, видя всё это безобразие, взяли и ещё в 1975-м начали переезжать на реку Чагрес в район озера Алахуэла (карибская сторона Панамы), где основали новую деревню с целью извлечения прибыли из туристов. Именно в эту деревню, известную как Эмбера-Друа (Embera-Drua), и отправляются те туристы, которым хочется посмотреть на подлинных панамских индейцев, но совсем не улыбается ехать в дарьенскую тьмутаракань.
Оставшиеся на своей старой новой родине жители комарки ныне борются против чрезмерного вторжения цивилизации в их земли. Самое большое их завоевание в этом плане заключается в срыве попыток североамериканского капитала достроить, наконец, великий Панамериканский хайвэй, который во всех остальных местах уже построен, протянувшись на девятнадцать с лишним тысяч километров от Аляски на севере до Патагонии на крайнем юге Латинской Америки. Впрочем, наряду с усилиями экологов и индейцев, свою лепту вносят и природные условия влажного тропического леса. Всё, чего смогла пока добиться цивилизация наладить какое-никакое паромное сообщение в обход Дарьенской Дыры.
Автор: Дэнко Алалич