Оказывается, идея о строительстве канала в Никарагуа далеко не нова. Еще Наполеон III говорил о его целесообразности в начале девятнадцатого века. В начале двадцатого Соединенные Штаты также рассматривали проект канала в Никарагуа, но отказались от него в пользу Панамского водного пути, по которому уже были фактические разработки французов. И вот в конце 2014-го года было объявлено, что строительством канала в Никарагуа займется китайская компания «HKND».
Разумеется, подобный глобальный проект может довольно сильно повлиять на геополитику региона. На реализацию проекта канала в Никарагуа может потребоваться одиннадцать лет и более сорока миллиардов долларов. В конце концов, в рамках строительства нужно будет проложить около ста восьмидесяти километров водного пути через джунгли, озера и охраняемые земли. Новый маршрут будет предназначен для обеспечения альтернативы Панамскому каналу, до сих пор непревзойденному пути для торговли в Северной и Южной Америке. Согласно проекту, представленному правительству Никарагуа, будущий канал будет больше чем Панамский и Суэцкий канал вместе взятые. Что же, проект довольно амбициозный.
Но сможет ли канал в Никарагуа действительно составить конкуренцию знаменитому Панамскому каналу? Правительство страны утверждает, что создание нового водного пути добавит сорок тысяч рабочих мест, а его открытие удвоит ВВП Никарагуа, в настоящее время самой бедной страны в регионе. Правительство Никарагуа, разумеется, видит в проекте прекрасную возможность для столь необходимого экономического подъема в стране, которая давно уже стала одним из образцов упадка.
В июне 2014-го года эксклюзивные права на строительство канала в Никарагуа достались вновь созданной китайской компании, базирующейся в Гонконге. Ее глава сорокаоднолетний Ван Цзин, ранее занимался телекоммуникациями и не известен за пределами Китая. Впрочем, сам бизнесмен и вовсе скромно называет себя «обычным китайским гражданином, который живет вместе с мамой, младшим братом и дочерью в Пекине». В то же время, биография Ван Цзина на официальном сайте «HKND» указывает на то, что он является «председателем совета директоров более чем двадцати крупных предприятий, которые работают в тридцати пяти странах мира».
В действительности Ван Цзин не такой уж обычный человек, каким хочет казаться. Бизнесмен инвестирует в канал в Никарагуа сорок миллиардов долларов в обмен на право работать и управлять им в течение ста лет. В то же время, у правительства Никарагуа будет контрольный пакет в компании управляющей каналом и оно будет получать доход от его эксплуатации. И тем не менее на многие вопросы до сих пор нет ответов. «HKND» – компания, о которой очень мало известно, а вся сделка с правительством Никарагуа покрыта завесой тайны. Обычно, когда есть крупный инфраструктурный проект, по закону на его реализацию претендуют все желающие компании. Почему правительство Никарагуа выбрало именно китайское предприятие, которое не имеет опыта в строительстве инфраструктуры, остается загадкой. Также непонятно откуда возьмутся деньги на строительство и какую роль в этом сыграет китайское правительство. Ван Цзинм опроверг информацию о том, что власти Китая участвуют в проекте. Однако некоторые аналитики указывают на обратное. Как уже было сказано ранее, правительство Никарагуа говорит о том, что благодаря каналу ВВП страны увеличится вдвое. Однако до сих пор исследования, которые показали эти цифры, не были обнародованы.
Кроме того, многих волнует как строительство канала в Никарагуа отразится на экологии региона. «HKND» заключила контракт с международной консалтинговой фирмой «Environmental Resources Management» для проведения экологической экспертизы, которая до сих продолжается. В официальном заявлении «HKND» говорится, что компания стремится исследовать область с большой осторожностью и придерживаться международных стандартов экологической ответственности. Но многие ученые не склонны принимать эти слова за чистую монету, выступая за участие в проекте международных независимых экспертов.
Окончательный маршрут для канала в Никарагуа еще не был объявлен, но предложенные пути проходят через одноименное озеро, которое занимает площадь в шесть раз больше Лос-Анджелеса и является крупнейшим озером в Центральной Америке. На практике оно является основным источником питьевой воды и орошения, а также домом для редких пресноводных акул и других рыб коммерческой и научной ценности. Лесная экосистема вокруг озера – ареал обитания обезьян ревунов, тапиров, ягуаров, и бесчисленных тропических птиц, не говоря уже о том, что это дом для нескольких группах коренных народов (некоторые из которых уже оспаривают проект в суде). Озеро Никарагуа – природное достояние страны и даже континента, которое к тому же привлекает множество туристов. И если по причинам строительства канала пострадает природа, окружающая его, страна вполне может потерять значительный доход от туристического потока прежде окончания проекта.
Также проблемой представляется смешение морских видов между Тихим и Атлантическим океаном. Этого не произошло в Панаме, потому что канал полностью заполнен пресной водой, что представляет собой серьезное препятствие для морской жизни. Но в рамках гидрографии Никарагуа, канал будет находиться ближе к уровню моря, поэтому скорее всего его будет наполнять соленая вода (это будет зависеть от деталей конструкции, которые до сих пор не раскрыты). А ведь побережье Карибского моря Никарагуа входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эта область включает в себя один из крупнейших коралловых рифов в Америке и является ареалом обитания множества находящихся под угрозой исчезновения морских видов. Утечка масла или любое другое техногенное происшествие в регионе может быть катастрофическим для здешней уникальной природы. Разумеется, ученые понимают необходимость сбалансировать экономические и экологические факторы. Но они бы предпочли видеть Никарагуа в качестве последователя другой центральноамериканской страны, Коста-Рики с ее развитым экотуризмом и экономикой построенной на нем. Кстати говоря, довольно значительная часть туристов, посещающих Панаму, заодно старается посетить и Коста-Рику.
Помимо всех этих, безусловно, важных вопросов, без ответа остается и самый главный – насколько жизнеспособен водный путь в Никарагуа, когда вполне себе 100%-успешный Панамский канал находится всего в семистах километрах. Панамский канал отметил свой столетний юбилей, глобальный проект по его расширению фактически подходит к концу. Новый и улучшенный Панамский канал сможет принимать до шестнадцати тысяч судов в год, что повысит его эффективность примерно на двадцать процентов. Сторонники канала в Никарагуа отмечают, что даже новый канал в Панаме не сможет принять последнее поколение огромных контейнеровозов, так называемого Тройного E класса, которые могут перевозить до трети больше груза. При этом порты для них есть в Соединенных Штатах, на Карибских островах и в Латинской Америке.
Вместе с тем, пропускная способность никарагуанского варианта будет уравновешиваться более длительным временем транзита через территорию Никарагуа. По предварительным подсчетам прохождение через него займет в три раза больше времени чем транзит через Панамский канал. А ведь в Никарагуа даже нет больших автомагистралей для того, чтобы на корабли доставлялись грузы по суше.
В любом случае, проект в Никарагуа еще даже не вступил в стадию строительства. Возможно, что и не вступит никогда. Все трудности еще впереди. По предварительным подсчетам потребуется проложить путь, перекопав несколько миллионов тонн земли. И если маршрут будет проходить через озеро Никарагуа, в замки канала нужно будет закачивать шесть с половиной миллиардов литров воды в день. На данный момент открытие канала в Никарагуа представляется призрачным будущим, многие эксперты и вовсе сомневаются в успешном завершении проекта. А пока Панамский канал остается наиболее уникальным сооружением, соединяющим Тихий и Атлантический океаны.