В 2011-м году правительство Панамы отдало приказ приступить к реализации масштабного проекта по восстановлению аэропорта в Рио-Ато (Rio Hato, Scarlett Martinez International Airport, IATA: RIH, ICAO: MPSM) . Согласно условиям проекта, работы включали полный ремонт взлетно-посадочной полосы, терминала аэропорта и строительство тоннеля по которому бы проходило Панамериканское шоссе, которое ранее пересекало взлетно-посадочную полосу. Первоначально стоимость строительных работ оценивалась в пятьдесят три миллиона американских долларов, позже, как это часто бывает, она существенно повысилась. Реализация проекта аэропорта в Рио-Ато сразу же была взята под наблюдение Министерством общественных работ (MOP) и Управлением гражданской авиации (CAA). По предварительным оценкам реконструкция должна была продлиться не более четырнадцати месяцев.
Президент Панамы Рикардо Мартинелли справедливо предположил, что новый аэропорт в Рио-Ато (Rio Hato, Panama) принесет много выгоды и возможностей для жителей провинции Кокле. Он позволит Международному аэропорту Токумен, расположенному в Панама-Сити, принять больше бизнес-рейсов, таким образом сохранив высокий уровень коммерческой и деловой деятельности в регионе. В свою очередь аэропорт в Рио-Ато служил бы для развития туристических зон вдоль тихоокеанского побережья Панамы, где расположено несколько популярных курортов и пляжей. Еще на стадии строительства президент Мартинелли подтвердил, что аэропорт будет использоваться для чартерных компаний из США, Канады и Европы. В мае 2013-го года было объявлено, что новый аэропорт, как ожидается, откроется в сентябре того же года, в реальности же он начал функционировать в ноябре.
Интересно, что на самом деле аэропорт в Рио-Ато -это изначально утилитарная взлетно-посадочная полоса, которая была построена американскими военными еще во время Второй мировой войны в рамках защиты Панамского канала. С тех пор она прошла через различные фазы эксплуатации и заброшенности. Последний раз ей пользовались для операции Just Cause в декабре 1989-го года. Вечером 18-го декабря 1989-го сюда высадился семьдесят пятый батальон рейнджеров, который должен был зачистить военную базу и создать плацдарм для прибытия воздушного десанта. Поводов для американского вторжения было много, это и защита прав человека, и сохранение жизни граждан США, пребывающих в Панаме, в своем заявлении Буш заявил, что Норьега угрожает казнью тридцати пяти тысячам американцев, а также борьба с незаконным оборотом наркотиков. В итоге операции Мануэль Норьега сдался американским войскам уже 3-го января 1990-го года. Так что у аэропорта в Рио-Ато очень богатая история, которая к тому же, повлияла и на внешнюю и внутреннюю политику Панамы.
Официальное открытие аэропорта прошло 13-го ноября 2013-го года. Свое полное название аэропорт имени Скарлетт Мартинес (Scarlett Martinez International Airport, (IATA: RIH, ICAO: MPSM) ) он получил в честь молодой женщины- пилота, которая разбилась в горах Гуна Яла в 2000-м году. На открытии присутствовал президент республики Панама. Аэропорт поможет не только развивать туризм в провинции Кокле, но и создаст новые рабочие места, что не может не радовать местных жителей. Рио-Ато, несомненно, будет пользоваться большим спросом у туристов из-за легкости и скорости с которой они смогут посетить здешние достопримечательности, которые широко известны во всем мире. Президент отметил, что авиакомпании из Канады, Эквадора, Венесуэлы и Франции уже проявили интерес к аэропорту Скарлетт Мартинес, а это сделает данное направление еще более популярным. Тысяча триста десять метров взлетно-посадочной полосы могут спокойно вместить большие самолеты, например, Боинг 757-200, естественно это еще больше увеличит приток туристов и инвестиций в курорты, расположенные вдоль тихоокеанских пляжей Панамы.
В связи со строительством аэропорта в Рио-Ато, ожидается, что хотя некоторые из близлежащих районов будут подвергнуты раздражающему шуму от взлетающих и заходящих на посадку самолетов, в целом регион получит значительный экономическую импульс. Сегодня большую ставку делают именно на чартерные рейсы и это вполне логично, учитывая все туристическое разнообразие Кокле, хотя в конечном итоге успех аэропорта может быть построен и на экспорте морепродуктов или на внутренних полетах по стране. Кроме того, в последние несколько месяцев в связи с открытием аэропорта повысился международный спрос на недвижимость в Кокле. Так что если вы хотите обзавестись домиком в этой панамской провинции, стоит поторопиться, пока еще цены не так высоки. Еще один плюс — то, что средства, полученные от туризма, пойдут в развитие инфраструктуры области и это не может не радовать.
Что касается технических характеристик аэропорта Скарлетт Мартинес, то они достаточно высоки и соответствуют всем современным требованиям. Терминал может вмещать до пятисот человек, а ранее упомянутая взлетная полоса может принимать самолеты, перевозящие более двухсот двадцати пассажиров. Кроме того, с ужесточением требований к аэропортам в связи с угрозой террористических актов, аэропорт Скарлетт Мартинес имеет прекрасную систему безопасности. Конечно же, еще не все пункты проекта выполнены, среди перспектив области остается и тоннель под взлетно-посадочной полосой, однако правительство уверяет, что скоро он будет готов, а это означает, что тем туристам, кто путешествует на автомобилях будет добираться сюда еще удобнее.
Автор: Светлана Баранова