С 23-го декабря 1980-го года по адресу Street 24 Avenue Justo Arosemena в Панама-Сити – столице республики Панама – действует Афро-Антильский музей. Расположен он в здании, построенном еще в Доброе Старое Время, в 1909-м году.
Музейный контент представлен в основном фотографическими коллекциями, освещающими участие афро-антильских негров в истории Панамы. Экскурсии осуществляются профессиональными гидами. В августе к ним присоединяются молодые студенты, которым, быть может, еще более интересно делиться с желающими подробностями панамской истории. Кроме фотографий как таковых, в музее представлена диорама, показывающая образ жизни этой части панамского населения в те годы, когда они только начали появляться на землях Панамского перешейка.
Разумеется, прежде чем отправляться в подобный музей, необходимо найти ответы на два главных вопроса: кто такие афро-антильцы и чем они отличаются от афро-американцев, а также в каких сюжетах панамской истории они действительно играли существенную роль?
Начнем с вопроса первого. Бесспорно, в самом общем историческом смысле любые негры в обеих Америках и на всех окружающих эти континенты островах появились единственно возможным способом — их завозили европейские колонизаторы как рабов под свои хозяйственно-экономические нужды. Негры, которых вы встретите на улицах Панама-Сити, точно такие же потомки этих рабов, как негры на улицах Нью-Йорка или Рио-де-Жанейро. Так в чем же смысл выделения термина афро-антильцы на фоне такого универсального и политкорректного «афро-американцы»?
На самом деле, термин «афро-антильцы», обозначая некоторую группу панамского населения с негритянскими корнями, составной частью входит в смысловое наполнение термина «афро-панамцы», другая составная часть этого большого термина — это негры «афро-колониальные».
Весь этот клубок негритянских генетических линий распутывается довольно легко, если мы примем во внимание каких африканских негров куда завозили, и что с ними происходило по месту, особенно с учетом дальнейшего размножения на новой для них земле.
Завоз негритянских рабов из Африки пошел в испанские владения в Новом Свете практически в самом начале 16-го века. Ключевая дата — 1510-11-й год, именно в это время на карибских островах и на континенте появляются первые партии невольников. Негритянские рабы входили «в багаж» экспедиции одного из первых панамских исследователей, конкистадора Васко Нуньеса де Бальбоа, открывшего Тихий океан. «Афро-колониальные» негры в Панаме это потомки подобного рода рабов. Их либо непосредственно завозили в Панаму напрямую из Африки, либо некоторые партии, также напрямую завезенные, покупались хозяевами в других местах испанских колониальных владений в Америке.
На данный момент, наряду с индейской и европейской составляющими, более половины панамского населения имеет негритянское происхождение той или иной степени выраженности, в том числе порядка пятнадцати процентов панамского населения это негры как таковые.
Стоит отметить, что «афро-колониальных» панамских рабов никто особо не образовывал, но все же сохранение ими родной культуры и языков старались, как правило, не допускать, поэтому таких рабов довольно активно крестили и учили испанскому языку.
Невольников в регионы Центральной Америки и Карибских островов завозили в целом из тропических областей западного побережья Африки. Непосредственно в Панаму завозились в разные годы негры из окрестностей нынешних Гвинеи, Сенегала, Камеруна, Конго и Анголы и ряда других областей.
Труд рабов использовался в колониальной Панаме в основном на плантациях. Рабы порой прибывали крупными партиями из одних и тех же африканских регионов, они неоднократно массово убегали и восставали, порой настолько успешно, что местным властям приходилось идти с ними практически на официальные договора. В итоге в Панаме образовалось несколько групп «афро-колониальных» негров, сохранивших в той или иной степени исходные элементы своих языков и культурных традиций, в особенности в музыке и танцах. Наиболее заметны такие сохранившиеся элементы у выходцев из Конго, их танцевальный, экспрессивно-эротический стиль известен в Панаме под тем же именем — конго.
Имеются также сохранившие свою идентичность потомки рабов из Ганы, Сенегамбии, Центральной Африки и Мозамбика.
Начиная с первой половины 19-го века европейские метрополии начали одна за другой запрещать работорговлю и прямой завоз каких-либо африканских негров-невольников в Панаму прекратился.
Однако, несмотря на запрет работорговли, экономическая деятельность, основанная на дешевом труде закабаленного населения, никуда не делась. Именно в этот период — начиная со второй половины 19-го века — в панамской истории появляются афро-антильские негры.
Формирование этой группы достаточно сильно отличалось от участи «первых» панамских негров. Во-первых, большинство карибских островных колоний изначально или со временем стали принадлежать другим европейским державам, так что в отличие от испанского, эти негры сталкивались с необходимостью общения преимущественно на английском и французском, что привело к появлению разного рода упрощенных пиджин-вариантов этих языков. Во-вторых, доля смешивания этих негров с белыми (то есть появление мулатов) была довольно низка, даже в городах, вместо этого попавшие на Карибы невольники, особенно беглые, стали активно смешиваться с коренным индейским населением, которое впрочем было довольно быстро уничтожено европейцами как таковое. Тем не менее, большинство афро-антильских негров имеют ныне частично индейское происхождение. Впрочем, не нужно стараться отыскивать в чертах карибского негра нечто, похожее на воина-сиу в боевом оперении. Коренное индейское население в этом регионе было довольно смуглым и без столь явно выраженной монголоидности, как это заметно у индейцев Северной Америки. К тому же индейские островные группы, типа караибов, были не только особо воинственны, но и вообще каннибалы. Словом, расклады по смешиванию африканских рабов с индейцами везде возникали свои, или даже не возникали вовсе.
Скорее, здесь нужно подчеркнуть тот факт, что белые хозяева вообще не охотно стремились вмешиваться во внутреннюю жизнь своих рабов, они их даже практически не крестили. В итоге более-менее массовое крещение карибские негры приняли из рук всякого рода баптистов уже в 19-м веке. Как следствие подобного попустительства островные рабы и их потомки практически в наибольшей степени из всех потомков африканских негров в Америке сохранили элементы своей культуры — от устройства семьи (матрилокальной) до бытовых и религиозных обрядов (культ предков, колдуны как часть общества и т.п.) и, тем более, музыки, песен и танцев.
Более того, до наших дней дошли или даже появились новые религиозные верования карибских негров, сочетающие африканские и европейско-христианские ценности. Наиболее известен достаточно старый культ вуду, а из более новых явлений — растафарианство, включившее в себя элементы православия.
Типичный современный карибский негр это житель или выходец таких островов как Ямайка, Гаити, Тринидад и Тобаго, Барбадос, Багамы и т.п.
Итак, начало 19-го века это время утраты господства Испании в ее бывших колониях, а также период отмены работорговли, пример чему как раз подала Британия. Негры на Карибах к середине столетия вдруг оказываются предоставлены сами себе. Меж тем, в 40-х годах 19-го века вспыхивает калифорнийская золотая лихорадка, в Америку устремляется очередной поток новых иммигрантов. У деловых кругов возникает потребность заработать на этом людском потоке строительством железных дорог, которые могли бы облегчить переброску грузов и людей с атлантического на тихоокеанское побережье Америки. Стоит отметить, что на тот момент США только-только отобрали земли Северной Мексики, а до строительства трансконтинентальных железных дорог дело там дойдет еще не скоро. Таким образом, построить такую межокеаническую железную дорогу всего удобнее было в Панаме, как самом узком месте Центральной Америки. В Панаму отправляются инженеры и финансовые вливания. Однако уже вскоре после начала строительства оказывается, что трудовых ресурсов этой аграрной местности не хватает. Возникает потребность в источнике массовой и дешевой рабочей силы. В этот момент строителям панамской железной дороги очень кстати оказывается кризис перенаселения и рост безработицы на карибских островах. В Панаму немедленно пошел поток ищущих лучшей доли афро-антильцев, главным образом с таких островов как Ямайка, Тринидад, Барбадос, Гренада и другие.
Наряду с участием в строительстве железной дороги, афро-антильцы распространяются по региону, работая на плантациях. Известнейшая United Fruit Company, основанная в панамском Бокас-дель-Торо, как раз использовала в 19-м веке афро-антильцев как свой основной рабочий ресурс.
Жизнь афро-антильцев была нелегкой, они умирали от эпидемий, получали некачественное питание, жили далеко не в лучших домах. Кроме того, даже местные, «коренные» панамские негры, жизнь которых тоже была не слишком хороша, считали себя выше афро-антильцев, не говоря уже об индейцах, мулатах и белых. Но все же их сообщества сохраняли свой культурный уклад. Именно афро-антильцы, в том числе панамские, сделали известным такой музыкальный стиль как реггетон.
1880-е в панамской истории это разгар французского проекта по строительству межокеанского канала. Тысячи рабочих афро-антильцев каждый год прибывают в Панаму. Впрочем, французы с делом в итоге не справились.
С гораздо большим размахом к строительству подошли американцы, которые начали свой проект в 1904-м году, прислав инженеров-южан. В 1914-м, в год начала Мировой войны, они успешно открыли судоходство по Панамскому каналу. Численность завезенных к тому моменту афро-антильцев была столь высока, что даже несмотря на исход значительного их количества после окончания строительства канала, в стране официально остались жить десятки тысяч новых негров. Кстати, потомки многих из них продолжают работать на Канале, обеспечивая функционирование его шлюзов и укрепляя берега.
Афро-антильцы при этом никогда не считались в Панаме людьми достойными, выходцы из их сообщества редко достигали каких-то значимых социальных высот. Наибольшего признания, если можно так выразиться, добился диктатор второй половины 20-го века Мануэль Норьега. Некоторые эксперты полагают, что одной из причин непопулярности его авторитарного правления была существенная доля афро-антильского происхождения в крови диктатора, свергнутого американцами в ходе их успешного вторжения в страну.
Ныне с одной стороны потомки афро-антильцев это достаточно небогатые и криминализированные низшие слои панамского общества, с другой стороны они веселы, редко унывают, а отдельные их типажи и культурные проявления неотъемлемой частью входят в тот облик Панамы, который получает турист, побывавший в этой самой центральной из всех центрально-американских республик…
Автор: Денис Алалыкин