Сегодня во многих странах, морские суда являются объектами недвижимости и обязательно должны быть зарегистрированы, подобно автомобилям. Автомобили и суда, в отличие от иных видов недвижимости — зданий и сооружений, могут быстро менять своё местоположение. Морские суда выходят также и в нейтральные воды, а это значит, они выходят за границы своего государства. В этом случае, зачем регистрировать своё судно в стране проживания?
В законодательстве различных государств имеется множество ограничений, относительно регистрации судов. Для того чтобы упростить процедуру регистрации судов и были созданы «удобные флаги», как пример можно рассмотреть флаг Республики Панама. При этом владелец судна вправе выбрать страну регистрации для своего судна самостоятельно. «Удобство» того или иного флага, зависит от нескольких факторов:
- от количества требуемых документов, для регистрации;
- принята ли регистрация, мировым сообществом;
- от размера налогов и сборов при регистрации судна;
- внешняя политика государства, играет немаловажную роль;
- срок, на который можно зарегистрировать судно, также учитывается при выборе флага.
Государство, которое предоставляет «удобный» флаг, не вправе быть вовлечено в военные конфликты, или иметь отношение к политическим конфликтам в недавнем времени. А также оно не должно претендовать на участие в новом конфликте в будущем. По этой причине, большой популярностью пользуются небольшие страны, они ни для кого не представляют военной угрозы (например, Панама или Сейшелы).
На данный момент, примерно половина мирового торгового флота зарегистрировано в развивающихся странах. Чаще всего, экипажи и владельцы таких судов — граждане других стран, это допускается Открытым Реестром Панамы. Доля развивающихся государств в мировом тоннаже неуклонно растёт. По статистике, за последние двадцать лет, тоннаж флота в этих странах удвоился.
Сегодня, Республика Панама занимает лидирующую позицию по числу зарегистрированных морских судов. В морском реестре Панамы, зарегистрировано четырнадцать тысяч судов. Действующий и по сей день, панамский открытых реестр морских судов, является одним из старейших в мире. Он берёт своё начало в 1925 году. Но уже в 1912 году, в Панаме принимались законы, разрешающие регистрацию торговых судов. Кроме этого, власти Панамы сознательно допускали смягчение регулирования трудовых отношений на судне. Панама постепенно снижала и налоги на прибыль, полученную от судоходства. Владельцы судов, стали намного чаще регистрировать свою собственность в этой стране.
Можно подвести небольшой итог всему вышеизложенному:
Панамский регистр, уже на протяжении нескольких лет — одним из самых удобных открытых регистров, это подтверждается уверенным ростом количества судов в мире, находящихся под флагом Панамы.