Говард – бывшая база военно-воздушных сил США в Панаме: прошлое и будущее

Говард – бывшая база военно-воздушных сил США в Панаме: прошлое и будущее

Авиабаза Говард (код Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) – BLB, код Международной организации гражданской авиации (ИКАО) – MPHO) бывшая база военно-воздушных сил США в Панаме. База находилась в шести милях к юго-западу от Бальбоа, на тихоокеанской стороне Панамского канала. Большая часть территорий вокруг авиабазы была необитаемой и служила водоразделом Канала. До Панама-Сити можно было добраться по мосту обеих Америк (Bridge of the Americas) за сорок пять минут.

На историю авиабазы Говард и военную авиацию в Панаме в целом большое влияние оказал единственный генерал с пятью звёздами в истории авиации США Генри Арнольд. Когда он приехал в Панаму в мае 1939-го года, он был генерал-майором и главой Воздушного корпуса США. Целью его визита являлся выбор места для строительства новой авиабазы. Он выбрал территорию, на которой ныне и располагается база Говард, и предложил назвать ее в честь майора Чарльза Говарда, его личного друга и бывшего подчиненного, который служил в Панаме в 1926-1929-х годах и был в составе экипажа Арнольда в его знаменитом полёте на бомбардировщиках B-10 в Аляску в 1934-м году. Майор Говард погиб в воздушной аварии двадцать пятого октября 1936 года. Первого декабря 1939-го года база стала официально носить его имя.

Незамедлительно после этой даты началось строительство. Для этого была расчищена территория джунглей примерно в четырёхстах пятидесяти метрах от Тихого океана. Первые войска прибыли пятнадцатого мая 1941-го года. Авиабаза открылась в 1942-м году.

Однако, база была расформирована первого января 1950-го года, и её недвижимое имущество перешло к сухопутным войскам. Но ВВС продолжали использовать Говард для базирования войск и проведения совместных учений в пятидесятых годах. К декабрю 1961-го года все учебные операции военно-воздушных сил США были передислоцированы в Панаму. В октябре 1963-го года ВВС окончательно возвратили себе Говард, и база стала играть центральную роль в военных операциях США в Латинской Америке. Этому способствовало то, что на базе имелась взлётно-посадочная полоса длиной 2 590,80 метров.

На протяжении более пятидесяти лет военно-воздушная база Говард служила бастионом военно-воздушных сил США в Центральной и Южной Америке. В период своего расцвета авиабаза Говард являлась центром операций по борьбе с наркотиками, самолёты осуществляли военные и гуманитарные перевозки, участвовали в борьбе с чрезвычайными ситуациями, в межнациональных боевых учениях, поисково-спасательных операциях. Авиабаза Говард являлась узловым аэропортом военно-воздушных сил США в Латинской Америке. Такому разнообразию машин можно было только позавидовать: истребители, грузовые самолёты, самолёты-заправщики, самолёты системы раннего обнаружения и наведения и поисково-спасательные вертолёты. Здесь также размещалась армейская и морская авиация. Военные отслеживали торговцев наркотиками в Южной Америке. А грузовые самолёты обеспечивали доставку грузов Командованию Вооруженных сил США в зоне Центральной и Южной Америки в случаях чрезвычайных ситуаций, боевых учений, оказывали помощь при стихийных бедствиях и проводили поисково-спасательные операции на обширных территориях.

Однако в конце двадцатого века ситуация изменилась. База была закрыта первого ноября 1999-го года по результатам переговоров между панамским лидером Торрихосом и президентом США Картером от 1977-го года. Согласно договорённости, американские военные объекты должны были быть закрыты и возвращены панамскому правительству. Тридцать первого декабря 1999-го Панамский канал перешёл в собственность Панамы. Служащие министерства обороны США начали уезжать ещё годом ранее, в ожидании вступления в силу договоров о переходе Панамского канала под юрисдикцию Панамы. Последнее американское воздушное судно покинуло авиабазу Говард первого мая 1999 года.

Но на этом история военно-воздушной базы Говард не заканчивается. У неё впереди ещё много интересного. Правительство Панамы, несомненно, лишь выиграло от закрытия американских военных объектов. Например, в феврале 2008-го года на базе Говард проходили съёмки очередного фильма о Джеймсе Бонде Квант Милосердия. С помощью декорационно-художественной службы база была трансформирована в боливийский аэропорт, куда, как мы помним, прибывают Джеймс Бонд и Рене Матис и где их ждёт агент Филдз.

Но и это ещё не всё. На месте авиабазы Говард планируется построить многофункциональный мини-город под названием Панама Пасифико (Panama Pacifico). Лондонская строительная компания London & Regional в 2007 году выиграла сделку стоимостью семьсот пятьдесят миллионов на строительство города, который составит серьёзную конкуренцию другим подобным городам. В течение десяти лет база не использовалась, поэтому бетонные постройки и дороги нуждаются в серьёзной реконструкции. Однако здесь уже есть рабочий аэропорт, спортивные сооружения, кинотеатр и центр телефонного обслуживания компании Dell Computers. Панама планирует привлечь сюда и другие международные компании, предлагая им налоговые льготы и обещая другие выгодные условия. Первая часть проекта заключается в строительстве индустриального бизнес-парка, который планируется завершить к концу августа. Шестьдесят миллионов из запланированной суммы уже вложено в проект, к концу 2009-го года будет вложено еще сто миллионов. Сейчас над строительством трудятся около трёх тысяч рабочих, вскоре к ним присоединятся ещё две тысячи. Через полгода планируется построить международный аэропорт. В перспективе –  строительство отелей, ресторанов, кинотеатров, офисов, клубов, спортивных комплексов и многого другого. Вместе с тем, появятся рабочие места для сорока тысяч человек.

По всей видимости, реализация этого проекта будет выгодна всем, кто в нём задействован. Генерал Арнольд вряд ли мог знать, что его детище из военной базы превратится в современный город и перестанет быть оплотом американских военно-воздушных сил.
Автор: Свеата


Leave a Reply