Портовое хозяйство Панамы

Ориентация панамской экономики сложилась ещё в ранний колониальный период, когда местные жители снабжали продовольствием и товарами экспедиции конкистадоров и потоки колонистов, пересекавшие перешеек. Через Панаму перевозилось золото и серебро из Перу в Испанию и золото из Калифорнии в Нью-Йорк, так что обслуживание международного транзита десятилетиями было преобладающим направлением развития народного хозяйства страны.

Основой экономики страны на данный момент является обслуживание Панамского канала, только плата за пропуск судов по которому приносит Панаме 10 её валового национального продукта. В целом же, на территориях, примыкающих к каналу, производится почти 80 ВНП страны, отсюда осуществляется порядка 75 всех экспортных операций.

С Панамским каналом неразрывно связано портовое хозяйство страны, которое представляет собой четыре порта, расположенных на входах в канал со стороны двух океанов. По статистике, ежедневно у обоих входов в канал скапливается до сорока судов, которые ждут своей очереди по 1216 часов. Управляются порты тремя крупнейшими международными компаниями согласно концессии, полученной от правительства Панамы. Вложив более пятисот миллионов долларов в строительство и модернизацию портовых сооружений, они добились блестящих результатов: в 2002 году через канал было перевезено 1,6 миллионов контейнеров с грузами.

Переориентация части морских торговых путей вследствие войны в Персидском заливе, увеличившая нагрузку на Панамский канал, сделала необходимым ускоренное развитие портового хозяйства. В 1994 году был открыт порт Мансанильо. Его построила компания Эвергрин (Evergreen) одна из крупнейших в мире среди фирм, специализирующихся на контейнерных перевозках. На острове Телферс у карибского выхода из канала заложен контейнерный порт Хатчинсон, а рядом с ним построен нефтеналивной Петропорт. Отгрузка нефти осуществляется и в переоборудуемом в гражданский порт нефтехранилище ВМС США на тихоокеанском побережье. Теперь он находится в собственности американо-арабского консорциума, созданного одной из ведущих нефтяных ТНК Мобайл Ойл. Порт Коросаль оборудован для перегрузки и складирования грузов компанией ICF Кайзер.

Наряду с США большую заинтересованность в развитии зоны канала проявляют азиатские страны. Это и неудивительно, ведь через канал проходит, например, половина всего импортируемого Японией зерна (соя-бобы из Бразилии, кукуруза и сорго из Аргентины), а в обратном направлении более четверти всех экспортируемых Страной восходящего солнца автомобилей.

Панама занимает одиннадцатое место из ста тридцати двух стран по так называемому индексу степени свободы экономики. Согласно правительственной программе привлечения иностранных инвестиций, до конца 2000 года в панамскую экономику было вложено полтора миллиарда долларов. В соответствии с этой программой, примерно две трети инвестиций было направлено на развитие туризма, портового хозяйства и обслуживания канала. Экономическая политика открытых дверей, принятая правительством, создаёт в Панаме идеальные условия для ведения оффшорного бизнеса.

Современный оффшорный бизнес родился именно в морях и океанах. Во время военных конфликтов англичане для прорыва морских блокад, эмбарго и запретов поднимали на своих кораблях флаги других стран, чтобы благополучно войти в запретные порты назначения. В 1925 году Панама первой ввела льготный режим приписки судов и налогообложения для операций в открытом море. Сегодня признанные страны удобного флага Антигуа и Барбуды, Багамы, Белиз, Бермуды, Кайманы, острова Кука, Кипр, Гибралтар, Гондурас, Ливан, Либерия, Мальта, Маршалловы острова, Маврикий, Нидерландские Антильские острова, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, Цейлон, Тувалу и Вануату. Вместе с Кипром, Мальтой и Камбоджей, Панама предлагает кораблям, ходящим под её флагом, льготные условия регистрации. Вместо полноценных налогов оффшорные страны взимают необременительную плату за тоннаж или просто пошлину за продление регистрации.

Насколько долго удастся ещё Панаме пользоваться выгодами своего географического положения, зависит от того, как долго сохранится ее монополизм в роли контролёра межокеанского транзита. Из-за всевозрастающих объёмов перевозок канал пришлось дублировать нефтепроводом Чирики Бокас-дель-Торо, по которому перекачивается нефть из Аляски. На очереди создание межокеанской контейнерной линии, для которой будет задействована железная дорога. Кроме того, на повестке дня уже стоит обсуждение прокладки канала-дублера. Вновь обсуждаются как второй панамский, так и никарагуанский и даже колумбийский варианты.
Автор: Albina Khusniyarova


Leave a Reply