Строительство Панамского канала: Американский вариант (предварительная стадия)

После окончательного краха французского проекта Панама на какое-то время оставалась предоставлена сама себе, окутанная своими страшными заразными испарениями. Второе большое исследование, предпринятое американской Комиссией Канала (U.S. Isthmian Canal Commission) на стыке веков по поручению президента Мак-Кинли, вновь официально высказалось в пользу никарагуанского варианта. Шансы Панамы выглядели на тот период совершенно неприоритетными.

Вскоре после убийства этого президента во главе Соединённых Штатов Америки встал Теодор Рузвельт. Для него идея канала не выглядела некой романтичной утопией сторонников технического прогресса. Сооружение канала между прибрежными океанами осознавалось президентом Рузвельтом как одна из первейших и жизненно важных задач в деле укрепления США как мощной державы, оказывающей влияние на общемировые дела. На практике Теодор Рузвельт являлся сторонником идеи, высказанной известным американским военно-морским офицером и теоретиком адмиралом Тайером Мэхэном в своей книге (1890-й год первого издания) Влияние морской силы на историю. Главная суть изложенной теории заключалось в том, что превосходство на морях есть неотъемлемая часть коммерческого процветания и военной безопасности. Таким образом для тогдашнего президента США сооружение канала, подконтрольного США, являлось абсолютной необходимостью. 

К тому же вскорости случилось одно событие, наглядно показавшее всю убедительность этой теории как самому Рузвельту, так и остальному миру. А именно широко известное (и не до конца прозрачное) потопление у берегов Кубы американского крейсера Мэн, что произошло 15-го февраля 1898-го и унесло в один момент 260 жизней. Другой столь же сильный по классу корабль (Орегон) у американцев базировался на Сан-Франциско и, будучи отправлен для осуществления ответных действий, принуждён был огибать всю Южную Америку. Оперативности ноль. Обойдя в ходе своего плавания мыс Горн американский крейсер стремительное прибыл к окрестностям полуострова Флорида за. семьдесят восемь дней. Как раз успел на битву в бухте Святого Иакова (Santiago Bay). Подобный опыт однозначно побуждал к скорейшим действиям.

Однако, как уже говорилось ранее, американские эксперты придерживались на тот момент версии Никарагуанского канала, уже начинались конкретные обсуждения в правительственных кругах США. Тем временем французская компания второй попытки (Compagnie Nouvelle) провела собрание вкладчиков в Париже, на котором те, опасаясь в одиночку нести траты, приписали новые стоимости к счетам компании в размере сорока миллионов долларов, на какую сумму и было предложено американцам выкупить концессию. Параллельно с этим в правительстве уже подступали к законодательному оформлению проекта в Никарагуа, и мало кто был против.   

Однако, пока конгрессмены и сенаторы занимались голосованием по Никарагуа, Белый Дом хранил молчание. После того, как выбор американских парламентариев практически единогласно был сделано в пользу Никарагуа, Рузвельт собрал для закрытых переговоров членов Комиссии. В ходе встречи он дал понять, что его собственное желание состояло в том, чтобы было принято предложение французов и что, тем самым, технические выводы Комиссии необходимо переделать в пользу Панамы. Что и было проделано без замедлений. Каковы были аргументы президента в целом неизвестно, но он был человеком, умеющим убеждать.

В итоге в январе 1902-го президент Рузвельт представил дополнительный доклад на заседании Конгресса. Сенатор от штата Висконсин Джон Койт Спунер озвучил компромиссный вариант: президент получал право выкупить французскую концессию за предложенные 40 миллионов долларов, но в случае если правительство Колумбии откажется выдать согласие на такую сделку в разумное время, то президент обязывался искать пусти прокладывания канала через Никарагуа.

Наиболее известным сторонником Никарагуа из числа американских сенаторов был Джон Тайлер Морган, а группу поддержки Панамы представляли Вильям Нельсон Кромвель и ставший вполне известным француз Филипп Буно-Варилла. Что касается Буно-Вариллы, то у него в этом деле был и финансовый интерес, так как он также являлся вкладчиком французской компании, и его совершенно устраивало получить от американцев деньги в обмен на выкуп долговых обязательств. Что касается Кромвеля, то его бизнес был связан с Панамской Железнодорожной Компанией, и он рассчитывал получить большую выручку, так как такому проекту, несомненно, понадобился бы колоссальный объём перевозок. Что он в итоге и получил, его конечная прибыль от заключения сделки в пользу Панамского канала составила почти миллион долларов.

Ещё один сенатор, Марк Ханна, также был горячим сторонником панамского варианта, он повсюду указывал на техническую возможность успеха проекта, к тому же, в общем-то, доказанную и французами. Судоходный путь через Панаму получился бы короче, прямее, с меньшим количеством шлюзов, и, соответственно, значительно бы сокращал потребное для провода судов время. Немаловажную роль, разумеется, играло и наличие готовой железнодорожной инфраструктуры в избранном регионе. Все эти факторы оказывали своё влияние и на удешевление работ.

Однако красноречивые и убедительные выступления Ханны ещё не могли в достаточной мере убедить Сенат. Тогда за дело взялся Буно-Варилла. Он был оригинален. Каждому сенатору он лично отправил письмо, к которому им была прикреплена никарагуанская почтовая марка. На ней изображался ландшафт этой страны, а именно её вулкан Момотомбо, при чём в ходе извержения. Логика состояла в том, что в отличие от геологически стабильной Панамы, вулканы Никарагуа оставались активными.

19-го июня 1902-го года Сенат США проголосовал за Панамский канал, впрочем с весьма незначительным преимуществом голосов. 

На тот момент, что стоит отметить, приоритет в суждениях, в конечном счёте, отдавался техническим специалистам, ибо они могли судить более доказательно. Наиболее заметным из инженеров-сторонников Панамы был Джордж Шаттук Морисон, который также рассылал множество писем, в коих приводил достаточно убедительные доводы в пользу панамского варианта строительства. Одно из писем он отправлял и самому президенту. Рузвельт позднее даже отдельно поблагодарит инженеров за их вклад в пользу финального решения. 

Решение было принято, наступало время действий.
Автор: Дэнко Алалич


Leave a Reply