Фильм Passage to Panama – введение в музыкальную культуру Панамы

Фильм Passage to Panama  – введение в музыкальную культуру Панамы

Богатые музыкальные традиции Панамы частично  зиждятся также и на ранее завезенных африканских и испанских трендах, оказавших немало влияния на музыкальную культуру страны.

Зародившийся в Африке музыкальный жанр иронической песни Калипсо был адаптирован местными жителями Панамы, переложен на их традиционные музыкальные инструменты и облачен в английские и испанские слова.

Следующим значительным этапом стало рождение карнавала и празднование Марди Грас (с франц. жирный вторник, последний день перед началом Великого поста). Кубинский болеро смешанный с джазовыми нотками дали начало Панамскому болеро. Африканские ритмы слышны в панамском танце-песне Тамборито.

Приехавшие в Нью-Йорк в 30 40-х годах  кубинцы дали толчок латинскому джазу, который наравне с ритмами ча-ча-ча кубинской группы Orquesta Aragon и песнями кубинца Бенни Море оставили значительный след в музыкальном стиле Панамы особенно в 50-х годах.

Однако не только Панама впитывала в себя влияние других наций, панамские музыканты тоже смогли оставить свое имя в музыкальных архивах истории. Панамский трубач Vitin Paz аккомпанировал таким мировым звездам, как Элла Фицджеральд, Рей Чарльз и Диззи Гиллеспи (один из основателей музыкального направления бибоп, родоначальник современного импровизационного джаза). Флейтист и саксофонист Карлос Гарнет играл вместе с американским барабанщиком Артом Блейки в ансамбле Jazz Messengers, а также с другим новатором бибопа, Майлзом Дэвисом.

Об этих и других исторических моментах в развитии панамской музыкальной культуры рассказывает полуторачасовой документальный фильм Фреда Салаффа Passage to Panama, 2008-го года выпуска.

Развитие музыкальных трендов в Панаме раскрывается через интервью с панамскими музыкантами и музыкальными продюсерами. В частности можно услышать мнение панамского певца Орландо Риуза, победителя международного фестиваля песни в Аргентине в 1978-м году, а также мнение главного поборника панамской сальсы, певца Рубена Блейдса.

Однако, есть определенные аспекты, не освещенные в фильме. В частности ничего не сказано о современной доминирующей молодежной музыки этой страны хип-хопе и регетоне (не путайте с регги, хотя есть артисты, которые играют в обоих жанрах). Есть у Панамы и яркая рок-сцена, хотя большинство значимых рокеров уже живут за границей. В раскрытых в фильме жанрах есть известные упущения, но это и не документальный концертный фильм, такой как Woodstock (документальный музыкальный фильм о хиппи-фестивале 1969-го года в США), а потому не будем излишне цепляться к фильму. Ни одна работа на подобную тему не смогла бы полностью покрыть все факты, тут была бы нужна антология, мы же говорим о пятисотлетней истории Фильм рассказывает об отдельно взятых музыкантах, помещая их в исторический контекст.

Видео неплохо суммирует и иллюстрирует то, что вошло в музыкальные традиции Панамы. Панама, как было показано выше, большой исторический перекресток. Это место, где смогли выжить местные культуры  через слияния с принесенными традициями извне. Это страна, чьи выходцы сами участвовали в формировании других музыкальных культур, в частности американского джаза, что в свою очередь также обогатило и панамские музыкальные традиции.

Passage to Panama хорошо снятый фильм, который не только ведет к пониманию всех этих исторических моментов, но также это полтора часа удовольствия и красивой музыки.

 

Фильм можно найти на просторах Сети… Автор: Марина Романова


Leave a Reply