История евреев Панамы

iudaizmИстория возникновения общины.

В годы испанского колониального господства (начало 16 в. – начало 19 в.), несмотря на запреты, в Панаме начали селиться испанские и португальские новые христиане, в том числе продолжавшие тайно исповедовать иудаизм. Это было возможно благодаря тому, что Панама находилась под юрисдикцией трибунала инквизиции, который был далеко, в Картахене (на территории нынешней Колумбии), и благодаря продажности его местных чиновников. Первые евреи Панамы не могли создать общину, однако полулегально, а с 18 в. открыто поддерживали тесные связи с единоверцами в Амстердаме и на острове Кюрасао. В Панаме вели активные торговые операции евреи-коммерсанты с Ямайки и других островов Вест-Индии.

Девятнадцатый век

С ослаблением религиозной нетерпимости и ростом значения Панамы как торгового центра сюда начали приезжать сефарды из стран Карибского бассейна, а также ашкеназы из Европы. Иммиграция значительно усилилась после открытия регулярного пассажирского сообщения между Панамой и Ямайкой в 1846 г. и, в особенности, с началом калифорнийской «золотой лихорадки» в конце 1840-х гг., когда Панамский перешеек стал узловым участком кратчайшего пути с восточного побережья США на западное. Одним из главных участников первой концессии на постройку Панамского канала и железной дороги через перешеек (1830–40-е гг.) был еврей-коммерсант А. Соломон. О «панамской афере» см. Франция. В 1867 г. в Панаму прибыла значительная группа евреев с острова Сент-Томас (в восточной части Карибского моря), пострадавшего от стихийного бедствия. Евреи, селившиеся главным образом в городе Панама и в порту Колон, постепенно взяли в свои руки значительную часть торговли, банковского и гостиничного дела в Панаме. В 1876 г. сефардами — выходцами из стран Вест-Индии были основаны благотворительное общество «Кол шеэрит Исраэль» и хевра кадиша, вскоре превратившиеся в первую в Центральной Америке еврейскую религиозную конгрегацию (в 1930-х гг. она стала реформистской). С конца 19 в. в Панаму начали прибывать евреи-переселенцы из России, Греции, Турции и некоторых стран Европы и Ближнего Востока.

Двадцатый век

В 1903 г. евреи Панамы оказали финансовую поддержку Революционной хунте, что в немалой степени способствовало успеху провозглашения независимости от Колумбии и возобновлению строительства Панамского канала (начатого французским правительством еще в 1880 г.) под эгидой США.

Тем не менее, в 1911 г. в Панаме насчитывалось 505 евреев, что, по-видимому, объясняется сильными ассимиляционными процессами (смешанные браки, переход в христианство). В 1930-х гг. началась иммиграция евреев Средиземноморья, в основном выходцев из Халеба и Дамаска, а также из Турции и Египта. В 1933 году они создали в Панаме ортодоксальнуюобщину «Шевет ахим» (с 1980-х гг. — самая крупная в стране). В 1930-х гг. начали также действовать еврейские организации в принадлежавшей США зоне Панамского канала — Ассоциация молодых евреев (которая была основана в 1917 г., но тогда просуществовала недолго) и клуб Эстер Уиткин. В 1936 году по переписи в Панаме было 600 евреев. В 1930–40-е гг. в Панаму прибыло также много еврейских беженцев из Германии, Австрии и Восточной Европы.

Существуют сведения, что тогдашний президент Панамы Ариас, проводивший пронацистскую политику, санкционировал налёты местных фашистов на лагеря еврейских беженцев Волкан и Букет, во время которых многие евреи были убиты. После этого в Панаме снова появились криптоевреи: многие местные евреи на всякий случай крестились, продолжая в той или иной мере соблюдать еврейскую традицию втайне. Некоторые из беженцев были интернированы и насильственно высланы в США, другие добровольно покинули Панаму после окончания Второй мировой войны. Оставшиеся объединились в консервативную конгрегацию «Бейт-Эль». В 1954 г. была основана общинная школа Институто Альберто Эйнстейн. Высокий уровень преподавания до сих пор привлекает в это учебное заведение и многих христиан.

Генералы О. Торрихос и М. Норьега, правившие Панамой в 1970–80-е гг., лояльно относились к еврейской общине. Среди приближенных Норьеги было несколько евреев (бывший мэр столицы В. Ханоно; бывший президент Э. дель Валье; гражданин Израиля, советник диктатора М. Харари и другие). Тем не менее, за годы военной диктатуры экономическое положение общины существенно ухудшилось. Поэтому большинство евреев Панамы приветствовало свержение Норьеги американскими войсками в декабре 1989 г. Существовали опасения, что новое правительство Панамы займет антисемитскую позицию, но президент Г. Эндара поспешил заверить представителей общины в обратном.

Известные представители общины

Вице-президент Панамы в 1964-1968 гг., президент с 7 по 15 апреля 1967 г. Макс дель Валье Леви-Мадуро (1911-1979) Среди представителей еврейской общины — ведущие финансисты и коммерсанты, владельцы жемчужных промыслов, рудников, плантаций, скотоводческих ферм, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, ученые, врачи, педагоги, а также многочисленные мелкие и средние торговцы.

Известные в Панаме евреи — деятели культуры: художники Г. Дзенчарски и Н. Бассан, архитектор Р. Хольцер, виолончелист Х. де Кастро — основатель национального симфонического оркестра. Евреи играют немалую роль в политической жизни страны. Панама является единственной страной, кроме Израиля, в которой было два президента-еврея в ХХ веке: Макс дель Валье Леви-Мадуро (вице-президент 1964-1968; президент в течение недели в апреле 1967 г.) и Эрик Артуро дель Валье Коэн-Энрикес (вице-президент в 1984-1985; президент в 1985-1988 гг.). М. Д. Кардозо занимал пост алькальда (мэра) города Панама.

Конец 1900-х – начало 2000-х гг.

В 1990-х – начале 2000-х гг. происходил быстрый рост еврейского населения Панамы. В стране продолжали жить и работать евреи из европейских стран, государств Латинской Америки и США. Реформистская конгрегация «Кол шеерит Исраэль» в 1990 г. насчитывала 157 семей — около 500 человек. В 1990 г. ортодоксальная община восточных евреев «Шевет ахим» открыла в столице школу — Еврейская академия Панамы. В ней большое внимание уделяется преподаванию еврейских предметов; в нее принимают и христианских детей. В середине 1990-х годов, по оценкам, 7000 евреев жили в Панаме, в том числе 1000 израильтян, в основном в Панама-Сити, но были также общины в Колоне, Давиде и бывшей американского зоне Панамского канала. В 2003 г. еврейское население Панамы составляло около 7500 человек. Это была самая крупная и влиятельная община в Центральной Америке и регионе Карибского моря.

Современно положение (2013-е годы)

В стране живёт около 8000 евреев, из них около 1000 прибыло из Израиля. Большинство евреев живет в столице страны — Панаме. Небольшие общины функционируют в Колоне, Давиде, Читре, Бокас-дель-Торо. Большинство евреев в Панаме весьма богаты по местным масштабам. Многие занимаются торговлей. Есть также юристы, врачи, инженеры, банкиры, предприниматели туристического бизнеса и государственные чиновники. В Панаме действуют шесть синагог — три в городе Панама, две в Колоне и одна в городе Давид. Три существующие конгрегации, а также местная ложа Бней-Брит и отделение Вицо и различные социальные и спортивные организации объединены в Центральный общинный совет, который входит в Федерацию еврейских общин Центральной Америки и Панамы и во Всемирный еврейский конгресс; председатель совета выступает как лидер и полномочный представитель всех евреев Панамы. Большинство евреев в Панаме соблюдают еврейскую традицию. 85% домашних хозяйств придерживаются кашрута, и есть восемь кошерных ресторанов в стране. Есть также несколько предприятий, производящих кошерные продукты и кошерный супермаркет. В Панама-Сити работают три еврейские дневные школы с классами от начальной до школы верхней ступени. Наиболее недавно открылась школа Эскуэла Исаак Рабин, связанная среформистской общиной. Две других – это Институт Альберта Эйнштейна (750 учеников) и Еврейская академия Панамы (около 400 учеников). В начале 2010-х годов была открыта талмуд-тора “Ѓар Синай” для детей начиная с шестилетнего возраста. Всего в школах учится более 1800 учеников (в том числе неевреев). 98% еврейских детей учатся в еврейской системе образования. Работает колель сефардской общины. На смену раввину Циону Леви, собравшемуся на пенсию в 2011 году, должен был прийти уроженец Панамы, заканчивающий йешиву в Иерусалиме.