Камино Реал – древний магистральный путь Панамы

Камино Реал – древний магистральный путь Панамы

Путь Камино Реал (El Camino Real) – знаменитый путь в республике Панама, да и не только тут. Даже Беар Гриллс (Bear Grylls) в фильме «Выжить любой ценой» начал свое потешествие в Панаме именно с поиска и преодоления пути Камино Реаль. Так что навряд ли кто-то в Панама-Сити не знает о нем, хотя наверныка – не каждый человек прошел по этому знаменитому пути. Расскажем немного про историю пути Камино Реал.

Впервые необходимость наличия дароги через Панамский перешеек отметил еще знаменитый Бальбоа в 1514-ом году. Он использовал для своего передвижения путь в республике Панама длинной в тридцать, сорок километров. Но вдоль этого пути располагались поселения, поэтому путь оказался в результате заброшенным.

В 1515-ом году, знаменитый Антонио Тельо де Гузман (Antonio Tello de Guzmán), по приказу знаменитого Педрариаса (Pedrarias) отправился изучать западное побережье Мар-дель-Сур (Mar del Sur). Педрариас использовал для своего передвижения сухопутные тропы между Антигуа (Antigua) и Сан-Мигелем (San Miguel). По пути Гусман наткнулся на родную деревню рыболовов, и называли деревню «Панама». Слово это означало «место с обилием рыбы». Они сообщили Гусману, что на север, дойдя до Порто-Белло, есть город Номбре де Диос (Nombre de Diós).

Этот путь туземцы использовали на протяжении многих веков, и он был хорошо продуман. Путь шел мимо болот, избегая низменности, и тянулся вдоль двух притоков реки Чагрес (Chagres). Собственно, реку пересекали при помощи моста построенного из лозы. Мощный виноград был основой моста, а две тонкие плети винограда служили его перилами. По обе стороны моста тянулись виноградники. Это место называлось Барба, на языке кунов – Большой мост.

Три недели длилась экспедиция по изучению маршрута. В ее состав входили восемьдесят сильных мужчин. Во время этой экспедиции у туземцев награбили десять тысяч песо золота. Выяснили, что путь этот был проще, и удобнее, и был он короче, чем тропа из Антигау в Сан-Мигель. И горы здесь не были высокими.

Когда Гусман прибыл в Антигуа, он сообщил своему руководству в лице Педрариаса о существовании нового пути. Но и другие люди были отправлены на разведку в разные части республики Панама, для того, чтобы найти новый маршрут. И руководство ждало их возвращения, и вестей от них.

В 1517-ом году в Кастилия-дель-Оро прибыл новый губернатор. И Педрариас приказал Гаспару де Эспиноса (Gaspar de Espinosa) построить дорогу обнаруженную неким Алветезом (Alvitez). Гаспар де Эспиноза ранее имел честь стать первым испанцем, который пересек Панамский перешеек верхом на ослике.

Гаспар де Эспиноза отправился в город Номбре де Диос, что на то время уже был заброшен. Но там все еще находилось немного строительного камня, именно от этой точки началась работа по расширению пути. Работы велись к западу от города Номбре де Диос и Порто-Белло. Потом тропа продолжалась к югу и шла по восточному берегу реки Бокерон (Boqueron), пока не пересекалась с рекой Пекени (Pequeni). Здесь путь продолжался на юг, пока не доходил до берегов Рио-де-лос-Лагатос (Río de los Lagartos). Далее путь пересекал Рио-де-лос-Лагатос, а затем поднимался на Кордильер, спускаясь с него на равнину и попадая в город Панама (теперь Панама-Сити).

Эспиноса использовал первых захваченных туземцев из этих районов в качестве рабов для постройки дороги. В целом, было их около четырех тысяч. Они буксировали гладкие камни из близлежащих рек и ручьев и укладывали на путь. Камни эти были покрыты глиной, и утрамбованы, для создания ровной и гладкой поверхности. Пока строился путь, испанцы порабощали жителей из ближних селений для работы. Жилища туземцев испанцы превратили в свои жилища.

Наконец, испанцы добрались до Рио-де-Лагатос, и стали размещать огромные груды и валуны с некими промежутками, через все русло реки – так стоили сваи. Большие деревья бросили на реку, на уже созданные сваи. А сверху бросили землю, и утрамбовали ее. Мост сделали достаточно широким для того, чтобы через него могли провозить тележки. На переправе в этом месте испанцы построили склады, а также гостиницы. Это место назвали Вента-де-Чагре (Venta de Chagre). Название Чагре дал провинциальный департамент провинции Бальбоа. И хотя река назвалась Эль-Рио-де-лос-Легатос, район этот назвали Чагре. И, в конце концов, люди стали называть эту реку Эль-Рио-де-Чагре. Это имя прожило триста лет, пока кто-то не добавил к окончанию имени букву «с». И стало имя реки Эль-Рио-де-Чагрес.

В августе 1519-го года Педрариас, со своими офицерами, отправился из города Номбре де Диос осматривать город Панама (Панама-Сити). Он шел по каменной дороге шириной примерно в метр (а точнее, в девяносто сантиметров), и пришел в Панама-Сити пятнадцатого августа.

Но в Номбре де Диос не хватало хорошей гавани, и дорога, построенная для того, чтобы связать Пуэрто-Белло и Номбре де Диос появилась только в 1590-ом году. Именно эта дорога называется Камино Реал (El Camino Real). Длинна ее была около пятидесяти сантиметров, ширина такая, что две телеги могли бы разъехаться, двигаясь навстречу друг другу. Испанцы не жалели денег на строительство этой дороги.

Но и сама дорога, и ее создание, принесли испанцам немало проблем. Прежде чем прокладывать путь, его долго искали, выбирая подходящий маршрут. В 1533-ем году рекомендовали королю, путь от Панама-Сити до города Крусес, что на берегу реки Чагрес. А после этого на лодках по реке Чагрес предлагалось спуститься к Карибскому морю. Дорога Камино-Крусес была построена, чтобы соединить город Крусес и Панама-Сити. Из города Крусес был продолжен путь на малых судах, вниз по реке Чагрес, и создан город в устье реки Чагрес, с укреплениями. Назывался он также Чагрес. Из него уже везли товары и сокровища в склад Порто Белло, и они хранились там до того, как корабли не увозили сокровища в Испанию.

Большая часть золота и серебра находилась в Панаме, пока не отдавали указ на переправления добра в Порто Белло. Перевозили все это на мулах, и рабы тянули длинные «караваны мулов» через весь перешеек.

В 1521-ом году некий испанец написал королю про свое путешествие через Панамский перешеек от города Номбре де Диос до Панамы. Рассказал он про то, что первая часть пути была невероятно трудной, из-за рек и гор, и густого леса. Он подсчитал, что его маршрут составлял около тридцати двух километров. Худшей частью путешествия испанец назвал часть пути от города Номбре де Диос и до земель индейцев Касике, на берегу реки Капира (Capira). Это был один долгий путь, занявший один день. Второй путь привел его к реке Чагрес, где он перешел единственный мост через реку. Здесь уже все было не так сложно, и даже вполне просто – дорога у самой Панамы оказалась даже приятной. Он шел через пастбища с крупным рогатым скотом. Следует также отметить, что путешествие этого испанца припало на сухой сезон, а не на сезон дождей. Так как во время сезона дождей его поездка оказалась бы куда труднее и длительнее. В своем письме к королю, он также говорит про то, что сложный маршрут в начале пути нужно изменить на другой, более лучший.

Во время сухих сезонов около реки Чагрес использовали город Горгона (Gorgona), что упрощало путь. Но использовать этот город как точку во время дождей было невозможно. Город Горгона находился к западу от города Крусес, и путь из него был более простым. Даже уже много лет спустя, в 1736-ом году Николя Родригес (Nicolas Rodrigues) решил улучшить путь к городу Горгона, и полностью отказаться от пути к городу Крусес. Но это так и не удалось сделать, и даже сегодня маршрут к городу Горгона практически не используется.

Отправиться из Панама-Сити в Сан-Лоренцо, а потом в Порте Белло было куда проще, чем пройти этот путь с конца. Потому как плыть по реке Чагрес против течения не так то и просто.

Дорога эта служила испанцам на протяжении трехсот столетий, многие сокровища прошли именно этими землями, приехав, к примеру, из Перу. Со стороны Тихого океана сокровища переправляли на стороны Атлантического океана, а там – в Испанию. Если повезет, и по дороге их не украдут пираты Карибского моря. Панама в те времена была своеобразным центром торговли, как для Южной Америки, так и для Центральной Америки.

Многие использовали путь в Панаме для того, чтобы добраться до Калифорнии. И путешественники не просто ради интереса шли из Нового Орлеана на пароходе, Нью-Йорка или Саваны, в город Чагрес, в устье реки Чагрес. Следовали по стопам великого пирата Генри Моргана. Далее добирались до города Крусес, покупали там мулов, или брали напрокат. Известны случаи, когда людей заводили в джунгли в этих местах, и бросали здесь на произвол судьбы. А леса здешние не такие и дружелюбные, с москитами, настоящими вампирами пьющими кровь (летучими мышами), и ядовитыми змеями. Но, все же, добравшись до Панама-Сити, они ждали здесь судна, которое отвозило их прямо в Калифорнию. Но судна нужно было еще дождаться, и как-то жить, и жить на что-то. А отели в Панама-Сити были не дешевые, поэтому, они шли в соседние городки и ждали прибытие корабля там.

С одной стороны, дорога Камино Реал упростила перемещение по непроходимым джунглям, а с другой стороны, все равно идти по ней было не так-то просто. Сейчас найти этот путь сможет далеко не каждый, и далеко не каждый сможет пройти по этому пути. Но все-таки нужно знать, что именно по пути Камино Реал испанцы перевозили награбленное золото, чтобы увезти его на свою родину. И золото это, и дорога – покрыты кровью, страданиями и болезнями.

Беар Гриллс в фильме «Выжить любой ценой» шел по тропе Камино Реал, постоянно с нее сбиваясь. Но все же, основную задачу он выполнил – добрался до Карибского моря. Правда, по дороге, через джунгли, его подстерегало множество опасностей. Глядя на его путь, можно себе только представить, как трудно довелось первым испанцам пробираться сквозь леса республики Панама. Сколько страха навевал на них путь, ранее неизведанный. Ведь есть здесь знаменитые змеиные ямы, которых все ужасно бояться. Это колодцы, широкие и глубокие, в которых течет вода. Согласно легенде в этих колодцах обитают гигантские змеи. На самом деле, там и правда могут быть змеи – обычные, но ядовитые. Но зато по течению вод в этих колодцах можно выйти на реку, или даже прямо к океану. А еще в этих колодцах живут летучие мыши, настоящие вампиры, сосущие кровь. Но если быть предельно осторожными, то даже в змеиных ямах нет ничего страшного.

 Автор: Татьяна Череватенко


Leave a Reply