Новая панамская дамба и ее жертвы: терибе

Новая панамская дамба и ее жертвы: терибе

Для немногочисленной группы аборигенов Панамы, терибе, 2009-ый год начался с душераздирающей сцены конфликта, связанного с давним призывом  индейцев уважать их территорию и природные ресурсы. Насмотревшись на то, как тяжелые машины стирают с лица земли их дома и разрывают бульдозерами их территории, жители Сан Сан Друй в северной провинции Бокас-дель-Торо, вооруженные мачете, луками и стрелами, копьями и коктейлем Молотова, оказали активное сопротивление незваным гостям.

Я готова отдать свою кровь за мою землю поклялась сорокашестилетняя участница восстания Лупита Варгас после того, как иноземные представители животноводческой компании, воспринимающиеся как враги, семнадцатого января повалили шесть домов. Только мертвой я покину эту землю – так цитировали ее в выпуске панамских новостей. Вильма Агуилар рассказывала, как строители пришли на ее землю, на ранчо Квемадо, чтобы расчистить местность для укладки дороги. Когда она спросила, кто дал разрешение на подобные действия на ее территории, они ответили, что земля эта не принадлежит по документам никому и у индейской женщины нет никаких прав на нее. Точно так же однажды пришли рабочие к Алисии Куинтеро и сообщили, что собираются прокладывать здесь дорогу. Она же ответила, что это ее земля и она не допустит никакого строительства. Однако тремя днями позже люди вернулись с бульдозерами и экскаваторами, вырубили все деревья и посевы на ее земле.

Было объявлено о конфликте между содержателями скота и индейцами. Сделано это было через месяц после того, как традиционное правящее собрание насо разослало письма президенту Панамы Мартину Торрихосу и множеству прочих официальных лиц, прося их прекратить вопиющие нарушения прав аборигенного населения, лишения их жилья и собственности вплоть до насильственного выселения с земель, которые насо считают своей собственностью на протяжении вот уже двадцати с лишним поколений.

И это был не первый раз, когда насо предъявляли требования на свою родную землю. Так же как и не они одни являются индейцами Панамы и Америки в целом, оказавшимися в подобной ситуации. Это лишь один пример, проявление истории, старой, как холмы, начавшейся с завоевания иноземцами так называемого Нового Света более пяти столетий назад. Это история жадности и разрушения.

Панама может гордиться своим этническим разнообразием. Около десяти процентов населения состоят из шести аборигенных групп. Насо, которых насчитывается чуть менее четырех тысяч, входят в число потомков аборигенного населения страны, сохранивших тесные связи со своим языком, традиционной культурой и наследием предков. Они занимаются охотой, собирательством, рыбной ловлей и возделыванием небольших земельных участков, чтобы обеспечить свое пропитание. Живут они в выстроенных своими руками тростниковых домах, а путешествуют или пешком, или в долбленых деревянных каноэ. Так что им просто необходимо защищать природу для того, чтобы выжить.

В эпоху глобализации их средства к существованию сократились настолько, что появилась угроза их полного исчезновения, по вине таких мегапроектов, как дамба и гидроэлектростанция на реке Боньик (данный проект был предложен кампанией Empresas P&uacute,blicas de Medellin), а также из-за деятельности животноводческих кампаний. Выселение вынудило нескольких членов из одиннадцати племен насо пойти на работу на банановые плантации, что сделало известными многонациональные корпорации Центральной Америки.

 

Проект Боньик, одной из четырех дамб в районе реки Терибе, оказался настолько сомнительным, что в 2005-ом году Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank) временно приостановил выдачу займов для него, однако организаторы продолжают поиски средств для продолжения финансирования строительства дамбы. Как ни странно, на стороне проекта оказались и некоторые представители аборигенного населения. Те представители насо, которые более не придерживаются традиционной культуры и живут в городах, расположенных недалеко от реки Чангуинола, полностью поддержали проект, так как верили, что дамба принесет им финансовую выгоду. Собственно, предыдущий король терибе, Тито Сантана, в тайне от своих людей вел переговоры по поводу строительства дамбы и получил от правительства Панамы значительную сумму денежных средств. В ответ на это народ назначил нового правителя, Рея Валентина Сантану (хотя те из терибе, которые переселились в города, остаются верны прежнему королю).

 

Гидроэлектростанции, дамбы и прочие устройства и технологии часть современной модели развития, при которой эксплуатируются ресурсы земель живущих оседло племен, дабы обеспечить невоздержанное потребление энергии жителями перенаселенных центров и крупных городов, а так же для накопления валютных средств. Данная модель не берет в расчет права аборигенного населения, в том числе не признает за ними земельную собственность, что становится причиной массовых спекуляций. Для традиционного хозяйства дамба на землях насо просто губительна, ведь вся жизнь индейцев связана с рекой как с источником пищи и транспортным путем. Ко всему прочему такая индустриальная деятельность ведет к нарушению хрупкого баланса в природе, который еще до недавнего времени успешно защищался благодаря традиционным знаниям и практикам, которые привели к созданию альтернативных экономических проектов (таких как, к примеру, эко-туризм).

 

Переговоры по поводу проекта Боньик между индейцами насо и правительством Панамы ведутся с 2004-го года. В 1968-ом году индейцы куна и эмбера, оказавшись в подобной ситуации, в конечном счете сдались и отдали свою землю для строительства дамбы Байяно в обмен на новые земли и прочие виды компенсации, которые были им обещаны. Однако, как не трудно догадаться, получили они гораздо меньше того, на что рассчитывали после проведения окончательных переговоров. Насо же, увидев неуемную алчность колонизаторов, начали блокировать передвижение строительных машин на территорию дамбы. 28-го октября они отправили правительству Панамы петицию, подписанную шестью сотнями индейцев, в которой просили организовать для них комарку, остановить строительство дамбы и прекратить экспансию частных животноводческих хозяйств, которые постепенно стали перебираться на территорию насо, и официально признать Валентина Сантану правителем терибе. Окончательное решение до сих пор не принято, и полиция продолжает терроризировать население и хватать и сажать в тюрьму тех, кто был замечен в организации блокады движения транспорта в сторону плотины. Несколько детей уже пострадало от действия слезоточивого газа, который полиция запускала в дома тех, кто не желал покидать свои жилища и продолжал оказывать сопротивление. Жилые дома, а так же магазины и церкви, продолжают разрушаться бульдозерами, и бездомных насо становится все больше и больше. Один из традиционных домов на территории деревни Сан Сан Друй полиция заняла, организовав в нем сторожевой пост. Индейцы продолжают оставаться на территории, где стояли их дома, организовав на берегу реки походную кухню и стараясь спасти хоть часть имущества. Молодежь племени соорудила баррикады из листов цинка вокруг территории лагеря, дабы защитить его от возможный агрессивных действий сто стороны полиции.

Что делает ситуацию еще хуже, официальные инстанции, ответственные за усложнение системы федеральных законов, и организации, занимающиеся управлением земельным использованием, становятся совершенно беспомощны, когда необходимо четко определить ситуацию и проследить, чтобы соответствующие меры наказания были применены к виновным. Местные власти считают одной из причин беспорядков действия животноводческих кампаний, однако не называют виновными конкретных лиц, кого бы можно было привлечь к ответственности.

Мы признаем правительство Панамы напрямую виновным в злоупотреблениях, осквернениях и нарушениях прав людей насо, и в первую очередь в совершенных животноводческими компаниями преступлениях – говорится в декабрьской декларации, известной как восьмая резолюция. Некоммерческий фонд насо отмечает, что около полутора тысяч индейцев, соседствующих с владениями животноводческой организации Bocas Livestock Co., Inc, вот уже более пятидесяти лет добиваются официального признания их собственниками земель своих предков.

Панамская законодательная структура допускает существование полуавтономных туземных правительств, аналогичных системам племенного собрания индейских резерваций в Соединенных Штатах Америки. Такие единицы управления, как известно, называются комарками. С 1938-го года они существуют для племен куна, эмбера, воунан, нгобе и бугле. Терибе добиваются организации своей комарки вот уже тридцать восемь лет.

Подобное положение индейских дел характерно для огромной территории от Арктики до Антарктики, и после стольких сотен лет колонизации самое время для авторитетных представителей доминирующей цивилизации признать легитимность власти правительств различных аборигенных групп. Но вместо этого они, кажется, лишь ухудшают положение.

Организованное городское общество выступило с лозунгами, предупреждая, что случай с насо лишь один из многих. Насо поддерживают сотни организаций в Редлар, растущей и развивающейся континентальной социальной коалиции. Это испанское название, аббревиатура, которая расшифровывается как Латиноамериканская сеть против дамб и за свободные реки и их племена. Целью коалиции является разработка и воплощение в жизнь альтернативной модели рационального использования природных ресурсов.

Однако, до сих пор необходимо увеличивать давление на панамское правительство, чтобы был найден честный путь для всех заинтересованных сторон, в том числе для очень многообразной и эндемичной (то есть характерной только для одного конкретного региона) дикой природы и экосистемы Бокас-дель-Торо.

Как бы то ни было, индейцы терибе не просят ничего для себя, они лишь остаются стражами наследия своих предков. Все желающие поддержать требование аборигенного населения о признании их прав на земли предков могут сделать это, написав письмо с помощью контактов, предоставленных блогом Abia Yala, Pacha Mama.

Автор: Igmu Hanwakhan


Метки:

Leave a Reply