Комарка Нгобе-Бугле – культура коренных народов Панамы

11715071075_d583a06618_bРасположенная в западной Панаме, община Солой является домом для более чем шести тысяч представителей коренного народа Панамы — Нгобе.

Это удивительное место затерялось в предгорьях хребта Центральная Кордильера, поэтому здесь очень красиво. Кроме того, община Солой является одним из главных пунктов доступа к более отдаленным районам резервации индейцев Нгобе-Бугле. В данной местности есть только одна дорога, которая проходит через город, и большинство людей используют ее для того, чтобы путешествовать на автомобиле, верхом или пешком в другие части комарки. Многие люди в Солой занимаются тем, что выращивают сезонные фрукты овощи, рис и натуральный кофе на небольших фермах. Некоторые трудятся на благо небольшой инфраструктуры города, в то время как третьи находят низкооплачиваемую сезонную работу в других частях Панамы. Однако несколько общественных групп в общине Солой совместно с двумя волонтерами Корпуса Мира усиленно развивают туристическое направление, тем самым улучшая местную экономику и обеспечивая долгосрочную перспективу для региона.

А туристов сюда в последнее время приезжает все больше и больше. На это есть ряд причин. Во-первых, в Солой удивительная и неповторимая природа, только представьте, горная местность, окруженная красивыми и чистыми реками. Рио-Солой, которая протекает мимо города и сливается с большой и более мощной Рио-Фонсека представляет собой уникальное зрелище. Эти реки, как и многие другие, которые текут через комарку Нгобе-Бугле, являлись центральной частью жизни индейцев на протяжении многих веков. Также тут можно увидеть многочисленные холмы, горы, долины и водопады, окружающие общину Солой, а чуть выше расположился первозданный зеленый тропический лес. Для того, чтобы туристы смогли в полной мере насладиться красотой здешней природы, разработан целый ряд походов в рамках которых можно исследовать горы, водоемы и долины, а за одним и узнавать о богатой истории Нгобе-Бугле.

Во-вторых, община Солой интересна туристам из-за самих индейцев. Примечательно, что на самом деле Нгобе и Бугле – две отдельные коренные группы у которых разные языки. Нгобе говорят на наречии нгобере, в то время как меньшая группа, Бугле, говорит на буглере. Но поскольку оба языка принадлежат к языковому семейству чибча индейцы понимают друг друга. В совокупности Нгобе и Бугле составляют самую большую группу коренного населения в Панаме. А поскольку добраться до индейцев можно только проехав через общину Солой, в последнее время в нее часто заглядывают туристы.

В самом деле, культура Нгобе-Бугле стоит того, чтобы познакомиться с ней ближе.
Эти индейцы, как правило, живут в домах из тростника и травы с крышей из циновки и земляным полом, богатые семьи могут позволить себе цементный пол. В каждом доме полка, расположенная под крышей используется для хранения продуктов питания. Для хранения и транспортировки материалов в Нгобе-Бугле плетут из травы корзины, иногда даже можно увидеть как в них переносят детей. Некоторые индейские женщины делают такие корзины для продажи туристам. В каждой семье также есть несколько больших глиняных кастрюль, которые называются паилас, в них часто хранят чичу , алкогольный напиток из кукурузы.

Что касается одежды, мужчины Нгобе-Бугле обычно носят самодельные брюки клеш, соломенные шляпы и резиновые сапоги, в то время как женщины более изощренны в выборе повседневного костюма. Они предпочитают яркие цветные платья с пышной юбкой, открытыми плечами и декольте. Платья декорированы разноцветными вышитыми полосами, которые называются нагуас. Зато женщины Нгобе-Бугле часто не носят обувь. Одежду индейцы шьют дома на самодельных швейных машинах. Также раньше Нгобе-Бугле украшали себя с помощью стачивания зубов определенным образом. Хотя сейчас это почти не практикуют.

Семьи в комарке, как правило, довольно большие и женщины живут отдельно от мужчин большими группами. Таким образом они могут оказывать друг другу помощь при уходе за детьми. Многоженство ранее было распространено среди Нгобе-Бугле и количество жен и детей у мужчины означало престиж. Сейчас это большая редкость, поскольку материально обеспечивать нескольких жен и множество детей становится все труднее. Также у этих индейцев очень развиты социальные отношения, построенные на системе родства. Таким образом Нгобе-Бугле увеличивают свои экономические возможности. Брак и отношения родства также играют большую роль в определении собственности на землю и права на ее использование.

А земля для Нгобе-Бугле была важна всегда, сейчас она и вовсе приобрела ключевое значение в их жизни. В течение сорока лет индейцы ходатайствовали, протестовали и боролись за то, чтобы получить право собственности на свои территории. В 1997-м году более трехсот Нгобе-Бугле пешком прошли всю дорогу до столицы Панамы в знак протеста. Благодаря этому они, наконец, получили права собственности в общей сложности на шесть тысяч девятьсот шестьдесят восемь квадратных километров земли, которые в настоящее время состоят из трех регионов и семи районов.

Теперь комарка Нгобе-Бугле официально расположена в западной Панаме. На востоке Верагуас и на западе провинций Чирики и Бокас-дель-Торо. Ее южная граница проходит почти параллельно с Панамериканским шоссе, которое является основной дорогой для знакомства с регионом. Продвигаясь на север в сторону побережья, комарка Нгобе-Бугле становится все более отдаленной, пока в конечном счете не достигает берегов Карибского моря. Но-Крибо — область резервации на Карибской стороне, которая ранее была частью провинции Бокас-дель-Торо. Регион, который раньше входил в состав провинции Чирики называется Недри. Кодри (земля на востоке) – область, которая ранее была частью тихоокеанской стороны провинции Верагуас. Бугле в основном населяют провинцию Но-Крибо.

Комарка охватывает обширную часть горного хребта Чирики и Центральная Кордильера, именно здесь находятся некоторые из самых отдаленных и красивых районов Панамы. На протяжении центральных и южных частей Кордиеллы раскинулись сухие тропические леса, которые перемежаются с более высокогорным тропическим лесом и соснами. Как уже было отмечено ранее, комарка является домом для многих водопадов, обилия свежих горных потоков и ожесточенных рек, которые преодолевают путь на юг до Тихого океана. К северу от гор, на карибской стороне резервации, есть район Пенинсулар-Валиенте, который может похвастаться окаймленными пальмами пляжами с белым песком и прозрачными лазурными водами.

Но даже если вы не захотите досконально исследовать комарку Нгобе-Бугле, добравшись всего лишь до общины Солой вы сможете оценить всю красоту здешней природы. Для этого разработаны различные пешие маршруты, которые займут от сорока минут до шести часов. Во время них можно будет увидеть такие водопады, как Каскада-ла-Эсперанза, Каскада-Сальто-Моно, Каскада-Серро-Миэль, Каскада-Чорро-де-Кикки, а также удивительный тропический сад, который растет прямо посреди джунглей. Мощная река Фонсека предоставляет широкие возможности для рафтинга, будь то класс один для новичков или более экстремальный класс четыре. Обратите внимание, что в летний период (сухой сезон), уровень порогов на Фонсеке уменьшается на один класс. При этом все гиды в Солой говорят на испанском языке, а некоторые говорят и по-английски. Все они хорошо осведомлены о маршрутах, традиционных растениях области, а также о культуре Нгобе-Бугле. Кстати говоря, комарку лучше всего исследовать на лошади, ее можно арендовать всего за десять долларов в день.

И, конечно же, туристы не должны упускать возможность познакомиться ближе с культурой Нгобе-Бугле, которой очень гордятся сами индейцы. Община Солой предлагает широкий выбор культурных мероприятий, от традиционных танцев до семинаров местного ремесла, на которых вас научат плести индейские корзины. На эти мероприятия можно приехать отдельно, или же включить их в более обширную экскурсию. Словом, комарка Нгобе-Бугле и община Солой позволят туристам испытать самые яркие впечатления, от экстремальных походов, приключений в джунглях, рафтинга до ремесленных и языковых уроков Нгобе, и все это проходит в красивых предгорьях Центральной Кордильеры.