Роберто Льюис – выдающийся художник Панамы

Роберто Льюис – выдающийся художник Панамы

Роберто Льюис (Roberto Lewis, годы жизни:  с 1874-ого по 1949-ый)  выдающийся художник и скульптор. Его творчество очень сильно повлияло на первое поколение панамских художников, не последнюю роль сыграло и то, что он был преподавателем. Роберто Льюис изобразил на своих полотнах многих политических деятелей, в том числе и различных панамских губернаторов, а также всех президентов Панамы, начиная с 1904-го года и заканчивая 1948-м годом.

Великий художник родился в Панаме тридцатого сентября 1874-го года. Он был сыном дона Энрике Льюиса и доньи Каталины Гарсиа де Паредес (Don Enrique Lewis y Do&ntilde,a Catalina Garc&iacute,a de Paredes).

После окончания высшей школы и Колледжа братьев христианских школ Пасси во Франции он вернулся в Панаму и занялся торговлей со своим дядей доном Жерардо Льюисом (Don Gerardo Lewis). После этого он приехал в Париж и поступил в Академию изящных искусств (Academia de Bellas Artes). Многие из первых картин Роберто Льюиса завоевали награды на международных и национальных выставках. В 1912-ом году он вернулся в Панаму и занялся Национальной школой живописи, а после Национальным театром и залом Дворца правительства.

С 1904-го по 1912-й годы Роберто Льюис был консулом в Панаме, а затем генеральным консулом в Париже. На Национальной выставке Панамы (exposici&oacute,n de la Naci&oacute,n de Panam&aacute,) 1915-го года он являлся одним из художественных руководителей. Также некоторое время мастер работал в качестве директора в Национальном музее и в Академии живописи.

Как уже упоминалось ранее, Роберто Льюис принимал участие в различных выставках, одной из которых была выставка, организованная обществом французских художников в Париже в 1905-ом году, где мастер занял второе место. В Национальном институте Панамы в 1915-ом году художник выиграл три первые премии. На протяжении многих лет  Роберто Льюис неоднократно получал различные награды в конкурсах.

Начиная с 1937-го года, до своего выхода на пенсию, художник преподавал живопись в Национальном институте (Instituto Nacional) в области искусства и ремёсел, а также в нескольких частных школах.

В 1945-ом году Роберто Льюис стал одним из художественных руководителей Национальной выставки (Exposici&oacute,n Nacional) в Панаме.

Под руководством Роберто Льюиса проводились работы, которые должны были увековечить красоту и величие общественных зданий, построенных в Панаме на тот момент. Зданиями, относящимися к неоклассической архитектуре, являются работы известного итальянского архитектора  Гиссепе Руггьери (Guissepe Ruggieri). Его работы стали официальной архитектурой тех времён. К ним относятся Национальный театр, Дворец юстиции, Национальный архив и другие. Классика Льюиса развивается параллельно с официальной живописью и находит своё, в чём-то уникальное выражение в создании великолепных фресок в Панаме.

Сейчас в столице Панамы можно полюбоваться произведениями мастера в таких местах, как Национальный театр Панамы (год основания – 1907-й), где его картинами украшен потолок и фойе. Великолепие, перспектива и глубина вот что характеризирует работу художника в Национальном театре. Мягким колоритом и большим масштабом, наполняющим пространство, художник добился эффекта величественности. Про его работу знаменитый архитектор Эрик Вольфшоон (Eric Wolfschoon) говорит так: Работа художника демонстрирует редкое мастерство рисунка и изображения в ракурсе прежде всего в круговом сцеплении серафических тел, которые поднимаются, чтобы пировать рождение республики.

В Президентском дворце множество портретов правящих лиц Панамы периода с 1904-го по 1948-й годы. Роберто Льюис рисовал свои картины на разные тематики, но в основном они посвящены независимости, политическим событиям Панамы и национальным вопросам.  Также есть картины, посвящённые охоте и рыбной ловле.

В пейзажах Роберто Льюиса отмечают работу маслом, некоторые из его работ украшают Президентский Дворец. Картиной под названием  Тамаринды Табоги (Los Tamarindos de Taboga) он открывает нам целую серию своих работ, которые характеризуются мягкими контрастами, а комбинации из серых и синих тонов позволяют мастеру достигать светлых эффектов при исполнении морских пейзажей. Художник представляет американскую и тропическую тематику с помощью таких средств, как игра с рассеиванием света на фоне, и в таком стиле, который ярко выражает характер тропиков Панамы.

Предшественником Роберто Льюиса был Эпифанио Гарай (Epifanio Garay). Оба художника отличались своим пристрастием к рисованию портретов. Именно портреты составили большую часть работ Роберто Льюиса. Великий художник разработал собственный стиль, позволяющий узнавать его картины, и все портреты знаменитостей исполнены без отклонения от направления единого стиля.

Последним творением Роберто Льюиса стала фреска в городе Сантьяго-де-Верагуас (Santiago de Veraguas) в школе Хуан Демостенес Аросемена (Juan Dem&oacute,stenes Arrosemena). В этой работе автор воплощает историю человечества, которая остаётся незавершённой.  В данной картине художника проявляется беспокойство, так как он использует живые контрасты и яркие цвета. Этот приём позволяет  Роберто Льюису добиться великолепного светотеневого эффекта, что выглядит очень натурально. Выбор темы эволюции истории человечества очень подходит под характер здания, в котором находится эта работа.

Роберто Льюис проявил себя не только как известный художник, но и как скульптор. Он слепил прекрасный бюст панамского поэта Мартина Феулиета (Mart&iacute,n Feulliet).

Умер Роберто Льюис двадцать второго сентября, 1949-го года.

Недавно в честь празднования столетия Национального театра Панамы была проведена церемония вручения наград Конкурса имени Роберто Льюиса. Национальный театр в Панаме был построен по приказу президента Мануэля Амадор Герреро. Помимо своего прямого назначения, театр также является и местом, где проводится вручение различных наград в области искусства и живописи.
Автор: Татьяна Череватенко


Leave a Reply