Панамский канал – рукотворное чудо Панамы

391de3cc12d4703e6140be29bd3f22a5Панама, это такая страна, в которой любознательному и «лёгкому на подъём» туристу, вполне возможно завтракать на берегу одного океана, а ужинать на берегу другого. При этом оба приёма пищи возможны на великолепных пляжах в окружении и земной, и морской красот. А пляжи Панамы имеют общую длину около 3 тысяч километров на обоих побережьях. Тихий океан здесь представлен Панамским заливом, а Атлантический – Карибским морем. Множество островов в обоих океанических бассейнах близ перешейка, который носит название самой страны, дополняют общую картину привлекательности Панамы, как туристического центра.

На этих сказочных островах снимали программу «Последний герой» российские телевизионщики. И не только они, но и их коллеги, из более чем десяти стран.

В столицу этого государства можно прилететь или приплыть. Аэропорт Токумен находится от города на расстоянии 24 км, а морской пассажирский порт обслуживает суда, которые проходят через Панамский канал — великое рукотворное чудо! Если вы не прибыли на круизном судне и как следствие, самого канала ещё не видели, то вам следует проехать, разглядывая его из окон пассажирского поезда. Вдоль канала построена железнодорожная ветка, связывающая столицу и город Колон. Есть и автомобильное шоссе. История строительства этой искусственной артерии грандиозна и поучительна. Многовековые мечты человечества о соединении Атлантического и Тихого путём прорытия канала между ними на узком Панамском перешейке, стали воплощаться в реальность только к концу 19 века.

Перспектива снижения издержек морских перевозок в несколько раз, что сулило мощный стимул к развитию экономики, заставило правительства нескольких стран и, прежде всего США, начать этот грандиозный проект. Осуществление этого проекта сокращало морской путь от восточного побережья Соединённых Штатов до западного в 2,4 раза. Воодушевлённые примером введения в эксплуатацию в 1869 году Суэцкого канала, соединившего Средиземное море и Красное, лучшие инженеры и строители того времени приступили к решению аналогичной по значимости задачи на Панамском перешейке. Спроектированный в 1879 году французскими инженерами, Канал строился долго со всевозможными объективными и субъективными трудностями. К субъективным трудностям можно отнести мошенничество и коррупцию в руководстве компании по строительству и во французском парламенте, которые привели к громким судебным процессам, а в конечном счёте к тому, что французы продали в 1902 года концессию, выполненные работы и оборудование американцам. К объективным трудностям относились: колоссальный объём работ и малярия, косившая строителей тысячами. Для победы над малярийным комаром пришлось вырубить, выкосить и сжечь деревьев, мелких кустарников и травы на площади в 60 квадратных километров, осушать болота, вырыть канавы водоотвода общей длиной в 76 км, сделать и многое другое, включая 570 тыс. литров «отравы» для комариных личинок. В отличие, от безшлюзового Суэцкого канала, Панамский канал состоит из двух групп шлюзов и двух рукотворных озёр. На «сухопутном» протяжении в 65,5 км, его пересекают три моста. В 1920 году состоялось официальное открытие этого, одного из самых грандиозных в истории человечества, сооружения. Обязательно посетите Панаму, посмотрите на это великолепное творение рук человеческих.