Среди прочих религий в Панаме представлена такая малоизвестная и любопытная, как бахаизм. Причем представлена настолько широко, что эта страна является одним из семи центров бахаистского движения.
Религия эта возникла в Иране в середине позапрошлого века. Тегеранский торговец Мирза Али Мухаммад сподобился откровения: ему было явлено, что он новый, особый посланник Господа, пророк, призванный нести людям всей Земли мир и единство. Он назвал себя Баб (ворота по-персидски). Жизнь его пошла по сценарию, знакомому нам из жизни Иисуса или Мухаммада. Более того, Баб объявил себя венцом пророков, попутно провозгласив единство всех, приходящих до него, как посланцев Единого Господа.
Провозглашать себя венцом пророков в исламской стране откровенное самоубийство. Побродив по Ирану шесть лет и набрав немногочисленных почитателей в среде персидских сектантов, Баб был убит исламскими фанатиками. Случилось это в 1850-м году. История его казни обросла легендами, говорят, что стреляло в него 750 армянских солдат, но пули только разрезали веревки, спутывавшие пророка. Он явился среди учеников, чтобы допроповедовать то, что не успел, после чего вернулся к солдатам и сказал харизматическое что делаете, делайте скорее. Смерть его сопровождалась ураганом, затмившем солнце. За Бабом, как за Иоанном Крестителем, пришел Мирза Хусаин-Али, назвавший себя Баха-Аллахом, теперь уже окончательной печатью пророков. Не укоренившись, по понятным причинам, в Иране, бахаизм эмигрировал в США, откуда и прозяб по всему миру.
В полном согласии со своими корнями бахаизм остается религией строгого единобожия, верой во Единаго Бога Отца Вседержителя, подменяя идею избранности одного народа или общины верующих идеей всеобщего равенства. По словам Баха-Аллаха, до равенства мир дорос как раз сейчас. Земля одна страна, человечество её граждане, – говорит он. Эту веру можно было бы назвать экуменизмом, но понятие экуменизм относится только к христианским церквам, можно было бы назвать теософией, но в ней нет оккультных заморочек последней. Скорее всего, это просто предвестие современного либерального, глобального общества, где стёрты все особенности вер и рас. В этом бахаизм действительно вера сегодняшнего дня.
Что и подтверждают главные верую бахаизма: верую в искоренение любых предрассудков, верую в полное равенство полов, верую, что все религии мира одинаковы, верую в устранение пропасти между бедными и богатыми, в гармонию науки и религии, природы и техносферы, и во установление единого мирового правительства, основанного на безопасности и единстве. С точки зрения христианства нетрудно догадаться, о приходе какого мессии здесь идет речь.
В заповедях и ритуале бахаизм повторяет христианство и ислам, только значительно упрощая ритуальную сторону и сокращая последнюю до обязательных ежедневных молитв. Здесь нет священников и церквей, а есть сеть центров и учителей. Одна из молитв звучит так, если попробовать переложить на церковно-славянский, что сам бахаизм с радостью бы поддержал: верую, Господи, яко сотворил мя еси во еже познаю Тя и прославлю Тя. Вем ныне, Господи, яко слаб есмь, а Ты силен, нищ есмь, а Ты богат. Яко Един и Самосущий Ты еси, упование в брани. Молитва сопровождается напоминающим исламское омовением и поворотом в сторону гробницы Баха-Аллаха.
За последние 150 лет бахаизм сильно разросся. В этом ему помогает и глобализация, как таковая, и мощная, напоминающая сектантскую, организация внутри самого движения. В нем никогда не было расколов и ересей, да их и трудно ожидать от религии с такими принципами. Административная система движения уникальна, разбросана по всему миру, с центром в Хайфе, а евангелие бахаитов действительно проповедано всей твари, охватывая более 2000 национальностей, что делает бахаизм самым обширным и организованным движением на планете. В симпатии к бахаитам признавался сам Лев Толстой.
В Панаму бахаизм пришёл в 1940-х годах. В 1946 году состоялась первая так называемая Духовная Ассамблея. В начале шестидесятых состоялась первая в Панаме свадьба в бахаистском ключе. Панама послужила плацдармом, откуда бахаизм распространился по Южной Америке, включая индейцев. В 1983 и 1992-м года правительство Панамы даже выпустило почтовые марки, посвященные этой вере. У панамских бахаитов есть свое радио и даже собственные школы в тех районах, куда автобус ходит два раза в неделю. В самом Панама-сити, на горе прекрасного пения воздвигнут храм, представляющий дом мирового правосудия, который является кафедральным для всей Латинской Америки. На сегодняшний день число последователей этой религии всеобщего братства составляет около двух процентов населения Панамы.
Автор: Алексей Соколов