В истории строительства Панамского Канала неоднократно фигурирует понятие Континентального Раздела, представлявшего для строителей одну из самых больших сложностей при реализации проекта. Так вот, хотелось бы сформировать у читателей хотя бы общую картину того, что он из себя представляет, как применительно к Панаме, так и к Америке в целом.
Так называемый Американский Континентальный Раздел, он же Великий Раздел или просто Континентальный Раздел, объединяет под своим именем водоразделы Тихого и Атлантического океанов. То есть, в одну сторону от Раздела реки стекают в Тихий, по другую в конечном итоге в Атлантику (включая Карибское море) или Северный Ледовитый. При этом истоки этих рек, как правило, находятся в горах.
На самом деле, в обеих Америках наличествуют и иные континентальные разделы, Великий Раздел выделяется из них тем, что представляет собой практически непрерывную горную цепь (притом с наибольшими показателями высоты), протянувшуюся от Арктики (в США и Канаде она называется Скалистыми Горами) до Панамы, и, по сути, вновь начинающуюся в Южной Америке в форме Андской горной цепи, простирающейся вдоль всего её западного побережья. При этом, географически Континентальный Раздел примыкает намного ближе к Тихому океану, чем к Атлантике.
Непосредственно в Центральной Америке Континентальный Раздел проходит через часть мексиканских штатов (хребет Сьерра-Мадре-Оксиденталь), затем через южную Гватемалу, юго-западный Гондурас, запад Никарагуа и, далее, через запад и юго-запад Коста-Рики и Панамы. В самой Панаме Континентальный Раздел входит в состав Кордильерских гор (т.н. Кордильера-Сентраль).
Что касается канала, то одной из причин того, что строителям так и не удалось реализовать идею канала на уровне моря, как раз и явились препятствия, обусловленные как высотой, так и необходимым объёмом работ, требовавшихся для сквозного прорезания Континентального Раздела. В конечном итоге проблему решили посредством строительства шлюзов, каждый из которых поднимал судно на всё большую высоту.
Автор: Дэнко Алалич