году. Церковь Сан-Педро на острове Табога считается одной из двух самых старых колониальных церквей в Западном полушарии. Сам св. Франциск известен тем, что выучил язык птиц, чтобы проповедовать им Слово Божие. Католицизм в Панаме имеет местные особенности, поскольку смешался с верованиями индейцев, африканцев и других народностей.
По статистике, католиков в Панаме 2,5 миллиона или около 80 процентов всего населения. Римско-католическая церковь в Панаме является частью Всемирной католической церкви. Глава Панамской церкви римский Папа. Страна разделена на 6 епархий. Имеется одно территориальное прелатство и апостольский викариат. Последний устанавливается на местах, где нельзя основать епархию, то есть там, где миссионерство среди местного населения ещё продолжается. Общая схема развития такова: миссия (первые священники, которых убивают индейцы), апостольская префектура, апостольский викариат, епархия. Католики живут везде по стране и относятся ко всем слоям общества.
Некоторые местные особенности католической веры и суеверия
Римский католицизм оказывал и оказывает несомненное влияние на общество, как в культуре, так и в других областях. Истово верующие считают посещение церкви и следование её ритуалам частью повседневной жизни, даже те, кто называется католиком лишь на словах, следуют некоторым общепринятым нормам, а отпевают и тех, кто при жизни вовсе не обращал на церковь внимания.
В середине восьмидесятых годов прошлого века, при том, что к католицизму относили себя 90 процентов населения, число священников в стране не достигало и 300 человек. Католическая церковь была практически в каждом городе, а постоянные священники далеко не везде. К сельским жителям в отдалённых местах священники наведывались лишь изредка и поспешно, совершая объезды таких Богом забытых селений.
Обычаи и верования различаются в городе и деревне. В частности, круг почитания сельского жителя включает Господа, сатану, святых и Деву Марию, тогда как Христос, хоть и считается более или менее главным святым, остается на периферии. Дева Мария служит образцом вдохновения и подражания для женщин. У мужчин такой модели нет. Крестьяне фаталистичны: каждый рождается с той судьбой, которую присудил Бог, однако судьба человека может измениться, если он падёт жертвой нападок дьявола. В День всех святых все умершие за прошлый год престают перед Богом и сатаной на суд. Хартию деяний каждого зачитывает святой Пётр, а добро и зло взвешиваются на римских весах.
Ритуалы при рождении и смерти соблюдают практически все. Крещение знаменует вступление человека в общество, чтобы крестить ребёнка, сельским жителям часто приходится проделать немалый путь до ближайшей церкви, однако такое путешествие предпринимается с охотой. Крещение считается самым важным ритуалом. Впоследствии дети, если, конечно, они живут рядом с церковью, где есть священник, регулярно посещают мессы и занятия воскресных школ, степень их воцерковлённости растёт, в основном благодаря матерям, до полового созревания, когда юноши, за редким исключением, начинают отпадать от церкви, заглядывают туда всё реже, если вообще, хотя и продолжают считать себя католиками. Девочки и женщины, наоборот, включаются в церковную жизнь всё больше, так что считаются, как и в России, основой прихода и блюстительницами веры. В прежние времена вовлечённость в религию была для женщин, в сущности, вынужденной, а посещение месс и участие в церковных делах единственным развлечением женщины за порогом дома.
Панамцы, как и остальная Южная Америка, устраивают карнавал перед Великим постом (слово карнавал возводят к латинскому carne vale прощай, мясо). Страстная пятница и Рождество официальные выходные дни. Местные праздники разнятся. Среди самых известных можно упомянуть праздник Кристо Негро Чёрного Христа в провинции Колон, дата которого 21 октября. В провинциях Лас-Таблас и Эррера проводятся праздники в честь Иисуса Христа де-Азуэро (Асуэрского), названные в честь полуострова.
Православие
За исключением старообрядческих общин, которые, может, и существуют в Панаме, но гадать мы не будем, русское православие мало представлено здесь. История единственного прихода Покрова Богородицы в Панаме начинается с часовни, основанной сыном белоэмигранта Павлом Ульянцевым на могиле отца в местечке Эль-Валье в часе езды от Панама-сити. В 1998 году был учреждён приход в арендованном доме в зоне Панамского канала. Прихожане в основном жёны панамцев, обучавшихся в СССР, и сами панамцы женатые на русских. За год в православие переходит всего несколько панамских мужчин. Богослужение ведётся почти полностью на испанском. Приход греческой православной церкви, благодаря состоятельным грекам-судовладельцам, более крупный, располагается в Панама-сити и в Колоне. У греков есть собственная православная гимназия и культурный центр.
Прочие конфессии
От 15 до 25 процентов населения относят себя к евангельским христианам. Протестантизм в целом укрепляет здесь свои позиции. К бахаистам интересной религии, речь о которой пойдет в отдельной статье – относятся примерно 60 тысяч человек, а Панама считается одним из основных оплотов бахаизма в мире. К мормонам причисляют себя около 40 тысяч человек. Имеются небольшие сообщества адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы и других сект. Еврейское и мусульманское (о нем уже говорилось на нашем портале) сообщества насчитывают по 10 тысяч человек каждое. Незначительно представлены индуизм и буддизм (последний среди выходцев из Китая). Доиспанские верования местных индейцев мы уже описывали, к сохранившимся относятся религии ибеоргун племени куна и маматата среди нгобе. Также имеется некоторое количество идущих вслед за Джа.
Автор: Алексей Соколов