Очерк панамского наркотрафика

17-го мая 2009-го года панамской полицией в поселке Веракрус, находящемся в восемнадцати километрах к западу от Панама-Сити было изъято большое количество наркотиков, в результате чего был арестован подозреваемый в сбыте и распространении наркотических веществ человек, гражданская принадлежность которого до сих пор неизвестна. Типичное событие. Вообще, за последние годы это далеко не единственный зафиксированный органами внутренних дел страны случай транспортировки наркотиков, а разгул наркобизнеса уже настолько остро встал для правительства Панамы, что было даже принято решение о направлении дополнительных полицейских сил в пограничные с Колумбией районы (не секрет, что именно соседнее колумбийское государство оказывает несравненное влияние на Панаму в этой сфере) и об укреплении в этом плане сотрудничества с США.

По данным, обнародованным Министерством Внутренних Дел и Юстиции Панамы, количество наркотиков, перевозимых ежегодно из Колумбии и других южноамериканских стран в США и Европу, составляет приблизительно полторы тысячи тонн, причём большая часть наркотрафика имеет тенденцию проходить именно через Панаму. К примеру, в 2007-м году полиция Панамы изъяла более 70 тонн наркотиков. Однако, здесь стоит сделать одну немаловажную оговорку: наркоторговля для большей части населения становится одним из самых надежных, по здешним местам, способов заработать на хлеб, а иногда и даже с маслом.

Перенесёмся мысленно на острова известной панамской резервации (комарки) Куна-Яла. Швырять пакеты с кокаином через парапет Моста двух Америк это забава для начинающих драгдилеров: уважающие себя люди работают не так и не здесь. Центром наркоторговли по-панамски является архипелаг Сан-Блас, раскинувшийся тремя с половиной сотнями островов на северо-востоке страны, у самой границы с Колумбией. Там, в направлении колумбийского берега, на райских приграничных островах, в жарко-зыбкой тени разморенных неуемным солнцем пальм и любят организовывать свои схроны наркокурьеры.

Об этом распространённом неприхотливом занятии чужакам местный люд старается не рассказывать, а добиться сколько-нибудь связного разговора на эту тему удаётся, по свидетельству очевидцев, с большим трудом и после долгих уговоров. Всё же, подчас тихая атмосфера необитаемого острова, отсутствие лишних ушей и определённое количество употреблённого алкоголя помогает индейцам развязать язык и поведать о местных тайнах. Из занимательного рассказа одного из индейцев куна-яла: Нет, сами мы кокаин не делаем, мы им и не торгуем. Нет, ну, бывает, конечно, когда полицейская облава рядом с островами, мы находим в море, на воде свертки с наркотиками, но стараемся их не подымать. Нет, ну если очень надо, я достану: килограмм 800 долларов, но меньше килограмма никак не могу. Делаем соответствующие выводы.

На материке, в столице, тот же килограмм  будет сбываться уже с неплохим наваром для наркодельца: порядка пяти тысяч долларов. Если посчастливится провезти его в Штаты дилеры Лос-Анджелеса будут приобретать уже за 100 тысяч тот же самый кило. Сказочный барыш соблазняет многих: путь большинства кокаиновых курьеров лежит именно через острова архипелага Сан-Блас. Здесь весьма глухие места, а граница призрачна. На архипелаге вовсю шалят колумбийские партизаны и наркобароны причём, одних от других посторонний человек и не отличит. Индейцы куна из числа драгдилеров средней руки. Им-то всего и надо, что прокормить своих: тысяч, так, тридцать соплеменников. В этом смысле племенной социализм куна невероятная удача для них самих и для человечества в целом: вожди пытаются хранить традиционный образ жизни, а потому не позволяют подданным чересчур увлекаться наркоторговлей. Посадят – полбеды, но если индеец разбогатеет, это порушит и многовековые племенные законы, и все кропотливо сплетенные социальные установки. За прикрытием ложного рая посреди необитаемых островков, где, казалось бы, царит безмятежность и спокойствие, бурлит жизнь, в первобытной наивности которой индейцы дадут фору любому гарлемскому мафиози.

Не так давно президентами Мексики (Фелипе Кальдерон), Колумбии (Альваро Урибе), Гватемалы (Альваро Колома) и Панамы (Мартинес Торрихос) было сделано совместное заявление, в котором они призвали лидеров стран Латинской Америки объединиться в борьбе с наркотрафиком и прочей организованной преступностью. В совместном заявлении, принятом по итогам саммита в Панаме подчеркивается, что организованная преступность и незаконный оборот наркотиков представляют угрозу безопасности государств, и без совместных скоординированных действий их не победить. С этой целью планируется создание централизованной компьютерной системы сбора и обобщения данных о преступлениях, совершенных на территории Мексики, Колумбии, Гватемалы и Панамы. А что же на самом деле происходит в настоящее время? Не то, чтобы за контрабандистами всерьез охотились панамские или колумбийские пограничники просто, Соединённые Штаты Америки жертвуют на борьбу с наркотрафиком приличные деньги. Значит, пусть изредка, но приходится кого-нибудь отлавливать. Вот этой примерной порки кокаиновые ходоки и избегают. Что же грозит Панамским дилерам в свете планируемой в этой области политики покажет время.

Автор: Дэнко Алалич


Leave a Reply