Через Панаму проходит железная дорога, что соединяет Атлантический и Тихий океаны. Это, в своем роде, уникальная магистраль, что проходит по территории Центральной Америки. Одной из причин появления железной дороги в этих местах стал сам Панамский Канал, а точнее работы в этом районе. Сейчас Панамская железная дорога находится в собственности Канзас-Сити Санзерн холдинга. Протяжённость дороги около семидесяти семи километров. Она проходит через столицу Панамы и город Колон. Строительство же этой дороги началось в 1850-ом году, и продолжалось на протяжении пяти лет. Панамская железная дорога была открыта в 1855-ом году и получила статус межокеанской железной дороги. Во всем мире Панамская железная дорога – первый трансконтинентальный путь подобного рода. Первый поезд проехал по Панамской железной дороге в январе месяце того же года.
В 1849-ом году, как известно, вся Америка (и Панама не была здесь исключением), попала под воздействие золотой лихорадки в Калифорнии. Так что появление железной дороги в этом регионе явилось скорее необходимостью, так как это открыло путь грузам из Калифорнии.
Так как Панамский канал в то время ещё не существовал, а находился лишь в начальной стадии своего создания (в то время над этим проектом работала Франция), то более быстрый и надежный путь был просто необходим. И железная дорога стала тем идеальным решением, что и финансово и функционально подходило и вписывалось во все параметры. Правда, ещё до того, как Франция стала заниматься проектом Панамского канала, президент Колумбии Боливар (что был у правления в те времена) дал распоряжение изучить возможность построения железной дороги в Панаме. Это было около 1828-го года. Тогда результаты работ подтвердили, что строить железную дорогу в этом регионе вполне возможно, вот только правительство по каким-то причинам на тот момент отказалось от подобной идеи.
Соединенные Штаты Америки, в том числе, искали возможность проложить железнодорожный путь, что соединял бы два океана. И в 1836-ом году США также изучали возможные пути этого маршрута. Но данная затея ничем не закончилась, так как в 1837-ом году в США были проблемы с экономикой.
Франция неоднократно работала в Панаме, и в 1838-ом году получила разрешение на строительство железной дороги и даже канала по удобному и выгодному маршруту. Но Франция потерпела фиаско, из-за недостаточного количества средств. Так что в результате все равно США разрабатывало этот проект (и железная дорога и Панамский Канал). Был собран один миллион долларов на строительство железной дороги. А именно, деньги собрали основатели фирмы Хауленд и Аспинволл, понимая, что колоссальные затраты принесут ещё более колоссальные прибыли.
Соединенные Штаты Америки получили огромные привилегии в связи с тем, что взялись строить железную дорогу в Панаме. Так, к примеру, с них были сняты все пошлины на ввозимые товары, так или иначе связанные со строительством дороги. Было дано право на строительство множества складов и ангаров, что в результате отходили в собственность США, также и некоторые земли ушли во владение Соединенных Штатов Америки. Конечно же, в свою очередь правительство (Панама) получило некие проценты с заработка компании по работе над железной дорогой.
Но строительство железной дороги не прошло безоблачно. Так как условия, в которых проходили работы, действительно были очень трудными. Жара забирала много сил, и частые проливные дожди, что тянутся сезонами в этом регионе, не делали работу легкой и комфортной. Некоторые строительные материалы приходилось перевозить при помощи мулов, что было довольно медленно и неудобно. Но все же в 1851-ом году Панама завершила строительство железнодорожной пристани. Строительство одной части пути было завершено, что подняло стоимость акций компании, занимающейся этим проектом, и позволило продолжить работы в данном направлении.
В результате строительство железной дороги обошлось не в один миллион долларов, как изначально планировали, а в восемь миллионов. Увеличение суммы произошло из-за того, что железная дорога проходила через горы и болота (некоторые болота были глубиной около тридцати метров, и приходилось тратить невероятно долгое время для проложения путей в таких местах), а это значительно увеличивало ее стоимость, как и трудность строительства. Многие состоятельные люди поддерживали этот проект, понимая, как важен он для всего региона Центральной Америки, а также Северной и Южной Америки.
К сожалению, железная дорога, в ходе своего создания, забрала множество человеческих жизней. Так, неофициально погибло больше двенадцати тысяч человек. Неофициально потому как официальных данных строительная компания не предоставляла, поэтому число умерших вполне может быть большим, чем предполагается. Люди умирали от различных болезней, таких как малярия и холера. Помимо этого, конечно же, присутствовали и несчастные случаи на производстве. Среди людей, что строили железную дорогу, были как специалисты, так и простые рабочие из самых разных стран и регионов: Европа, Индия, Китай. Также на работах были задействованы и рабы. Многие из приезжих рабочих не имели семей и нигде не числились. Так что их смерть проходила практически незамеченной, люди могли даже и не подозревать о ней.
Конечно же, переносчиками различных инфекций были москиты, что очень хорошо плодятся в болотистой местности. Конечно же, существовала и больница при строительстве железной дороги в Панаме, но эта больница не могла спасти всех жизней. Интересно, что в больнице проводились работы по отбеливанию скелетов погибших работников, с целью создания скелетов всех рас. Идея эта сама по себе кажется ужасной.
До того, как был открыт Панамский Канал, железная дорога стала местом, что перевозила самые внушительные объемы грузов во всем мире. Именно наличие железной дороги в этом регионе помогло в дальнейшем и при строительстве Панамского Канала.
Панамская железная дорога не раз переходила от одного владельца к другому. Так, в 1881-ом году права на эту дорогу приобрела Франция. Но уже в 1904-ом году права перешли в руки правительства США, что выкупили железную дорогу у французов. В это время во владениях железной дороги состояло девятьсот грузовых вагонов, тридцать пассажирских вагонов и тридцать пять тепловозов.
В 1979-ом году правительство США передало контроль за железной дорогой правительству Панамы. В связи с этим дорога была немного улучшена. Также некоторые улучшения были проведены и после этого года, когда Панамская железная дорога переходила во владения другой компании, которой принадлежит и сейчас. Еще следует отметить, что со временем были заменены колеи с более широких на менее широкие, чтобы подходили под стандарт железных дорог южной части США.
Железная дорога в Панаме и по сей день является очень важным путем, что используется множеством людей со всего мира.
Автор: Татьяна Череватенко