Обитатель панамских тропических дождевых лесов муравей-пуля, чьё научное название звучит как Paraponera clavata, примечателен своими размерами (от двух до двух с половиной миллиметров), уступая лишь своему сородичу Dinoponera, и был прозван Hormiga Bala, поскольку укол его жала сравним по ощущениям с пулевым ранением. Если вам никогда не приходилось с ним сталкиваться, то чтобы хоть как-то осознать силу его укуса, представьте, что это раз в тридцать хуже, чем укус осы. След от него тоже остаётся впечатляющий. Жители Панамы называют такой укус поцелуем принцессы Балы.
Яд этого хорошо известного в Панаме муравья считается одним из самых токсичных в мире насекомых и может заставить вас корчиться от жгучей всепожирающей боли в течение двадцати четырёх часов, потому что именно столько длится действие яда. Ещё одно его прозвище Hormiga Veinticuatro. Но даже по истечении суток с момента укуса боль утихает не сразу. Парализующий нейротоксичный белок понератоксин блокирует ионные синаптические каналы и может вызвать локальный паралич, а также болезненные непроизвольные подёргивания судороги. Особая опасность кроется в возможности возникновения аллергических реакций вплоть до анафилактического шока и летального исхода.
Единственный представитель своего рода, парапонера, не агрессивен, если его не трогать и не пугать. Даже в случае опасности для себя или для гнезда он сначала угрожающе зашипит, выделяя обладающий неприятным запахом феромон, и лишь потом атакует жалом. Обитает он в подземных муравейниках глубиной свыше полуметра, устроенных в корнях деревьев и имеющих один главный и один запасной выход. Как правило, там есть несколько довольно крупных галерей. Парапонера всеяден и питается как мертвечиной, так и ещё живыми жертвами, этот вид муравьёв также очень охоч до нектара.
Эти муравьи не отличаются большим разнообразием внутри своего вида, однако довольно часто наблюдается разделение труда в зависимости от размеров более крупные муравьи занимаются фуражированием и защитой гнезда, а мелкие расплодом. Внешне они напоминают лишённых крыльев ос чёрной окраски с красным отливом. Королева не слишком отличается размерами от своих подданных и лишь слегка отличается по строению, что объясняется её репродуктивной функцией. В колонии может быть как одна королева, так и несколько. Даже зрелые колонии не очень многочисленны и насчитывают всего несколько сотен особей.
Некоторыми племенами укус муравья-пули используются в ритуале инициации, когда мальчики становятся мужчинами. Муравьёв усыпляют натуральным хлороформом, сотни их заворачивают в рукава из листьев жалом внутрь, затем мальчики просовывают руку в этот рукав. Суть ритуала в том, чтобы продержать руку в рукаве в течении полных десяти минут. После окончания ритуала рука остаётся парализованной и может бесконтрольно подёргиваться в течение нескольких дней. Для того, чтобы инициация считалась завершённой, мальчики должны пройти суровое испытание повторно около двадцати раз в течение нескольких месяцев или даже лет.
Тем не менее, болезненные укусы муравьёв парапонера оказываются полезными и при лечении, скажем, ревматизма, а некоторые любители муравьёв отваживаются содержать их у себя дома, в специально оборудованных формикариумах. Конечно, они сильно рискуют, к тому же содержать муравьёв парапонера в домашних условиях довольно сложно, поэтому в природе он встречается гораздо чаще, и просторы Интернета изобилуют историями о встрече незадачливых туристов с этими опасными насекомыми.
Так что, путешествуя по лесам Панамы, будьте весьма осторожны при виде муравья крупных размеров, спешащего по своим делам, ведь он может оказаться именно парапонерой и наградить вас двадцатичетырёхчасовой пыткой за вмешательство в его дела. И не поддавайтесь на подначки местных жителей, которые любят провоцировать ни о чём не подозревающих туристов на то, чтобы взять такого муравья в руки. Лучше полюбоваться на это занятное существо издалека.
Автор: Albina Khusniyarova