-м в Испании даже начинает образовываться общество по сбору денег на его создание. Однако последовавшая вскоре утрата власти над колониями оставила тотально ослабевшую Испанию не у дел. В следующие десятилетия планами канала занимались практически все нации, кто мог бы себе это позволить, главным образом американцы, британцы, голландцы и французы. Но до поры до времени, ни к каким реальным шагам это не приводило.
В 1876-м в Париже с подачи Географического Общества создаётся комиссия, целью которой стала организация международных усилий по исследованию белых пятен в географии Центральной Америки, для осуществления поиска места, удобного для сооружения межокеанского прохода. Комиссия приняла форму акционерной структуры (ltd) Ля-Сосьете-Сивиль-Интернасьональ-дю-Канал-Интерокеаник-де-Дарьен, что в переводе означает Международное Гражданское Общество Дарьенского Межокеанского Канала. Сравнительно без особых проблем общество получает 99-летнюю концессию на строительство и использование канала. В 1879 главой компании становится Фердинанд де Лессепс, строитель Суэцкого канала.
Исследования в самой Панаме были поручены флотскому лейтенанту Люсьену Н.Б. Визе (Lucien N.B Wyse), внуку брата Наполеона Первого Люсьена Бонапарта. В помощь ему был отправлен ещё один морской лейтенант, Арман Реклю.
Пройдя несколько маршрутов (в том числе по реке Атрато) вплоть до Дарьена Визе вернулся во Францию весной 1877-го. Однако его наработки не удовлетворили де Лессепса, так как требовали сооружения туннелей и шлюзов. В ходе второго посещения полуострова, начавшегося в конце того же года, Визе исследовал два варианта в Панаме, проход через Сан-Блас и проход от Лимоновой бухты до Панама-Сити нынешнее местоположение канала. По его плану необходимо было соорудить канал на уровне моря, который бы к тому же шёл рядом с Панамской железной дорогой и потребовал бы пробоя почти восьмикилометрового туннеля сквозь скальный массив Континентального Раздела в районе Кулебры. Пока родственник императора французов размышляет над своими чертежами, необходимо несколько пояснить, что имеется в виду под Континентальным Разделом. Дело в том, что если посмотреть на земли Панамы в вертикальном разрезе, с запада на восток, то мы увидим, как сравнительно редкие поднятия при приближении к Тихому океану сменяются резким всплеском высот, столь же стремительно сходящих на нет, точнее опускающихся в океан. Таковы центральные Кордильеры. Поэтому, при любом варианте прокладки канала, обойти горы было нельзя.
Доделав чертежи, Визе отправился в Боготу, где, от лица Общества, заключил договор 20 марта 1878-го с колумбийским правительством, ставший позднее известный как Концессия Визе. Она давала Сосьете-Сивиль исключительные права на постройку через Панаму канала между океанами. В соответствии с договором канал переходил к Колумбии через 99 лет без какой бы то ни было компенсации.
После его возвращения, 15-го мая 1879-го в Париже с подачи Географического Общества происходит заседание Международного Конгресса по Изучению Межокеанского Канала. Некоторые полагали, что основной задачей этого события заключалась не столько в выборе плана канала, сколько в необходимости придания Концессии Визе некой реальной финансовой и практической основы. Ещё одна задача заключалась в создании облика беспристрастного учёного анализа.
И всё же учёные эти были приглашены не так уж и зря. Во всяком случае, им было, что послушать, так как на рассмотрении оказалось четырнадцать планов постройки канала на уровне моря, в том числе утверждённый де Лессепсом новый план, привезённый Визе и Реклю. Тем не менее, для многих приглашённых план не выглядел стопроцентно убедительным.
Автор: Дэнко Алалич