Итак, снова яхты Но теперь не просто описания и классификация неких деталей, и что-то общее и всем полезное. Теперь мы будем рассказывать про отдельную яхту, а точнее, про парусную яхту международного класса с таким всемирно известным названием, как Кадет. А попутно расскажем и про швертботы, потому как Кадет это именно швертбот.
Наверняка, даже в Панама-Сити знают немало про швертбот Кадет. Дело в том, что изначально Кадет задумывался как некое судно в помощь начинающему яхтсмену. Особенно удобен Кадет для подростков. Хотя, взрослые люди также вполне могут управлять Кадетом и учиться именно на нем.
Кадет это швертбот не простой, а международный. В 1947-ом году швертбот Кадет был спроектирован конструктором по имени Джек Холт. Именно Джек Холт задумывал швертбот Кадет как основу для подготовки подрастающего поколения. Прежде чем учиться управлять гоночными швертботами, подростки тренировались на небольшом и удобном Кадете. Что, в общем-то, было очень неплохо. И сейчас Кадет весьма популярен среди начинающих во всем мире.
Но прежде, чем мы продолжим рассказывать о швертботе Кадет, давайте узнаем о том, что же такое швертботы?
Швертбот в переводе с немецкого языка schwertboot означает лодка с мечом. Уже само название немного интригует. На самом деле швертбот называется именно так потому, что у него есть шверт, что в переводе с немецкого означает меч. Но что такое шверт? Это своеобразный плавник, только выдвижной. Когда на яхте нет балластного киля, который помогает яхте не переворачиваться на воде, то наверняка есть шверт. Так вот, яхты, у которых вместо балластного киля есть шверт и называются швертботами. Шверт находится снизу яхты, ведь он недаром именуется плавником его можно также поднять, при желании. Если у яхты поднять шверт, она с легкостью сможет пройти там, где мелко и пришвартоваться к любому берегу даже к дикому.
Но приподнимая шверт, и опуская его, также можно управлять таким понятием как центровка яхты. Что такое центровка яхты? Эта величина зависит именно от подводной части яхты, остойчивости яхты и даже от типа парусов. Хорошая центровка яхты помогает лучше управлять ею. Тогда как неподходящее значение этой величины наоборот, может значительно ухудшить управляемость яхтой.
Чаще всего шверт устанавливают в диаметральной плоскости самой яхты, в специальном колодце, в который не попадает вода. Еще нужно знать, что шверты разделяются по конструкции. Они бывают поворотными это шверты закрепленные на специальной горизонтальной оси. Такие шверты удобны на мели, так как если они натыкаются на что-то, тут же отбрасываются по направлению назад и уходят в швертовый колодец (в данном случае колодец должен быть достаточно глубокий). Есть еще шверты кинжальные. Уже само название говорит за себя эти шверты просто вставляют в колодец, как кинжал вставляют в ножны. Вот и вся аналогия.
Наверняка, в Панама-Сити, да и во всей республике Панама, плавает немало швертботов. Потому как разнообразие яхт в этой туристической зоне и правда может сразить взгляд любого неопытного яхтсмена.
Кстати, для того, чтобы поднять шверт наверх нужно использовать шверт-таль. Это специальные снасти, придуманные именно для подъема швертов.
Интересно, что еще в начале восемнадцатого века голландцы оснащали свои яхты шверцами. Да, именно шверцами здесь нет никакой опечатки. Шверт и шверц похожие слова, но немного с разным значением. Хотя, наверняка, тот, кто придумал шверты, знал о существовании шверцов. Итак, шверцы это разновидность швертов (хотя с учетом их давности, быть может, все как раз наоборот) плоскости их крепятся по бокам судна.
Следует отметить, что два шверта на яхте более эффективны в действии, чем один. Быть может, именно поэтому Кадет на многих рисунках-конструкциях изображен именно с двумя швертами. Еще нужно помнить, что шверт сам по себе уменьшает такое понятие как остойчивость яхты. А еще яхты со швертами и балластным фальшкилем, швертботами не называют.
Ширина корпуса швертбота большая, чем у килевых яхт. И это вполне понятно ширина обеспечивает лучшую остойчивость. Еще у швертботов для улучшения остойчивости используется откренивание и внутренний балласт. Но откренивание используют куда чаще. Что такое откренивание? Это перемещение экипажа с одного борта швертбота на другой, при надобности. Откренивание очень эффективно работает против опрокидывания швертбота. Интересно и то, что откренивание используют не только на шветботах, но и на более крупных яхтах. Порой экипаж перемещается с места, на место, таская за собой некоторые тяжелые вещи.
Интересно, что существует три способа откренивания, о которых, конечно же, нужно знать. Первый способ, это когда весь экипаж просто садится на наветренный борт. Второй способ, когда экипаж (тот, кто может) не просто сидит, а откидывает свой корпус за борт. Проще говоря наклоняется за борт, а ногами держится за специально приготовленные для этого ремни, чтобы не упасть в воду. И третий способ вовсе экстремальный. Несколько человек, а порой достаточно одного, полностью весят за наветренным бортом, конечно же, не на руках, а при помощи специального оборудования. Естественно, если говорить о швертботе Кадет, то к нему, скорее всего последнее неприменимо из-за маленького размера яхты.
Интересно и то, что существует даже классификация швертботов. Они бывают туристические, спортивные и прогулочные. Но это только по названиям. Наверняка, в Панама-Сити больше всего туристических швертботов. На самом же деле классификация швертботов немного глубже. Так как каждый из названных выше швертботов еще может разделяться на швертботы крейсерские и открытые. Чаще всего туристические швертботы относятся к группе крейсерских швертботов.
Швертбот Кадет очень популяре в мире любителей-кораблестроителей. Потом как он небольшой. В мире существует более семи с половиной тысяч зарегистрированных Кадетов. На этих яхтах не только учатся ходить под парусом, но также и принимают участие в очень серьезных соревнованиях. Например, Олимпийские игры.
Наибольшая допустимая длина швертбота Кадет три метра и двадцать два сантиметра, при ширине в один метр и семнадцать сантиметров. Общая масса судна с вооружением около пятидесяти двух килограмм. Площадь всех парусов составляет чуть более пяти квадратных метров.
Копит у швертбота узкий, а еще у швертбота Кадет по объему много непотопляемых отсеков. Именно поэтому швертбот Кадет если и перевернется, то ненадолго его с легкостью можно поднять. При условии, что управляет швертботом Кадет не новичок, конечно.
Корпус у швертбота Кадет обшивается специальной фанерой, водостойкой. Толщина этой фанеры примерно шесть миллиметров. Есть в швертботе и отсеки, куда не попадает вода водонепроницаемые. Есть специальное место на борту для экипажа.
Если вдруг вы увидите в Панама-Сити небольшую яхту, где сидит один человек вполне возможно, что это швертбот типа Кадет. А если этой яхтой управляет подросток тогда почти наверняка яхта эта именно швертбот, для новичков. Так как пока что, ничего лучшего в плане начала обучения для спортивных соревнований не придумали даже в Панама-Сити. Автор: Татьяна Череватенко