В 1980-м году на шельфе близ островов Сан-Блас и в ста восьмидесяти километрах к востоку от города Панама были открыт ряд нефтяных месторождений. В 1982-м году правительство одобрило проект строительства нефтепровода из залива Чирики на тихоокеанском побережье к Бокас-дель-Торо на побережье Карибского моря, где предполагалось возвести терминал для загрузки танкеров. Стоимость данного проекта составляла двести пятьдесят миллионов долларов.
Нефтепровод длиной в сто тридцать километров, связывавший Пуэрто-Армуэльес на Тихоокеанском побережье Панамы с заливом Бокас-дель-Торо на Атлантическом, по которому американская нефть, добытая на Аляске, стала перекачиваться на ту сторону, а не перевозиться танкерами через Панамский канал, в значительной мере уменьшил для США значение канала в экономическом плане. Существующий в Пуэрто-Армуэльесе портово-промышленный комплекс, включающий в себя нефтяной причал, систему трубопроводов, нефтехранилища, насосные станции, полностью заменяет собой канал в том, что касается перевозок сырой нефти. Ёмкость нефтепровода составляет восемьсот шестьдесят тысяч баррелей в день.
В период между 1982-м и 1996-м годами по нефтепроводу в порты Мексиканского залива было доставлено около трёх миллиардов баррелей нефти, добытой на Аляске. После того, как поставки аляскинской нефти пошли на убыль в 1996-м году, нефтепровод закрыли. В ноябре 2003-го года работа Панамского нефтепровода была возобновлена для транспортировки в порты Мексиканского залива сырой нефти, добытой в Эквадоре.
Нефтепровод управляется акционерным обществом Петротерминал де Панама (Petroterminal de Panama), первоначально совместным предприятием правительства Панамы и американской компании Нортвил Индастриз (Northville Industries). Правительство Панамы, которому вначале принадлежали сорок процентов акций предприятия, полностью взяло работу нефтепровода под свой контроль.
В 2005-м году начались переговоры об использовании Панамского нефтепровода в обратном направлении для экспорта нефти из Венесуэлы в Китай. В мае 2008-го года компания Бритиш Петролеум (British Petroleum) подписала соглашение с Петротерминал де Панама (Petroterminal de Panama), согласно которому нефтепровод будет модернизирован и использован в обратном направлении для поставок сырой нефти из Анголы и других мест добычи на нефтеперерабатывающие заводы западного побережья США. Модернизация нефтепровода займёт около двух лет. По условиям соглашения, Бритиш петролеум (British Petroleum) получит ёмкости для хранения пяти миллионов баррелей сырья, обязуясь обеспечивать поставку шестидесяти пяти тысяч баррелей сырой нефти в сутки. Вдобавок, в прошлом 2008-м году нефтперерабатывающая корпорация Тезоро (Tesoro), крупнейший поставщик нефтепродуктов на западе США, подписала с Петротерминал де Панама (Petroterminal de Panama) соглашение на семь лет, по которому нефть с атлантического побережья страны в количестве ста семи тысяч баррелей в день будет по нефтепроводу поставляться на тихоокеанское.
В Панаме, как и в целом в Центральной Америке, коммерческие запасы углеводородов практически отсутствуют. Потребности региона в энергии покрываются за счёт импорта нефти. Страна является нетто-импортером углеводородов. На долю углеводородов приходится двадцать пять процентов выработки электроэнергии, остальную же часть составляют гидроэнергетика и альтернативные источники энергии. В Панаме существует достаточно развитая нефтяная инфраструктура. Она включает в себя нефтепровод, проходящий через Панамский перешеек из Колумбии, и ёмкости для хранения около семнадцати миллионов баррелей нефти. В сентябре 2006-го года обсуждалась возможность строительства на территории Панамы нефтеперерабатывающего комплекса, где в качестве источника сырья будет использоваться сырая нефть, поставленная из Мексики.
В стадии обсуждения в 2007 году находился ещё один масштабный проект, связанный не только с транспортировкой нефти, но и с Панамским каналом, по дну которого планируется проложить трубопровод длиной около девяноста километров. Трубопровод будет подключён к трём топливно-энергетическим комплексам, на острове Табога, в Форт Говарде и Колоне, где будут построены нефтехимические, нефтеперерабатывающие заводы и склады для хранения углеводородов. Это позволит создать более шести тысяч рабочих мест. Испанской компанией Текникас Реунидас (Tecnicas Reunidas) разработан двадцатилетний план, согласно которому сорок миллиардов долларов будет потрачено на превращение Панамы в центр нефтехимии и нефтепереработки всей Латинской Америки. Под постройки в рамках проекта уйдёт около полутора тысяч гектаров земли на атлантическом побережье страны, возможно, будет производиться очистка двух миллионов баррелей сырья в день. Также планируется постройка нового комплекса судовых доков для размещения шести нефтеналивных танкеров в день.
Автор: Albina Khusniyarova