Трудно найти в мире страну, в которой нет евреев. Пожалуй, лишь в Китае историческая еврейская диаспора настолько китаизировалась, что остальными евреями официально не признаётся. Что касается Панамы, то здесь с этим всё в порядке.
Первые евреи стали появляться на землях будущей Панамы ещё в эпоху Испанской империи, практически с 16-го века. Тогда это был сравнительно небольшой, но постоянный ручеёк, состоявший из испанских и португальских крещёных евреев, так называемых марранов. Креститься их заставляли насильно и в тайне они продолжили следовать иудаизму. Тем не менее, религиозная и социальная нетерпимость на Пиренейском полуострове заставляла многих отчаявшихся тайком пробирать на корабли, следующие в американские колонии. Земли Панамского перешейка привлекали этих людей прежде всего тем, что инквизиция здесь не была столь свирепа, как вследствие удалённости центра церковной власти, пребывавшего в Картахене (Колумбия), так и коррумпированности бюрократического аппарата.
Тем не менее, вплоть до наступления 18-го века панамские евреи были практически незаметны. Лишь в течение 1700-х они стали заниматься более активной и открытой деятельностью, как религиозной, так и торговой. В этой связи особо стоит отметить, активную панамо-ямайскую (и общекарибскую как таковую) еврейскую торговлю.
С распадом Испанской империи в начале 19-го века и, соответственно, с радикальным ослаблением официальных гонений, в Панаму стали приезжать новые виды евреев. С островов Карибского моря начался приток евреев сефардов (средиземноморские евреи), а из самой Европы стали переселяться ашкенази (кстати сказать, практически все евреи России относятся к ашкенази). С началом калифорнийской золотой лихорадки в конце первой половины 19-го века приток еврейской иммиграции особенно усилился, так как Панама являлась главнейшим транзитным пунктом для тех, кто с востока США стремился быстрее попасть на запад. Еврейские финансисты охотно вкладывались в строительство Панамской железной дороги, а также пытались участвовать и в постройке самого Панамского канала.
В 19-м веке евреи в массе своей поселялись в городе Панама, а также в район порта Колон. Со временем еврейские бизнесмены достаточно плотно контролировали как часть банковско-торговых операций, так и деятельность гостиниц.
В самом конце 1870-х евреи-сефарды основали общество Кол шеэрит Исраэль – первую еврейскую религиозную организацию во всём центральноамериканском регионе.
В начале 20-го века панамские евреи субсидировали движение за независимость, что также внесло свой вклад в приобретение Панамой независимости от Колумбии.
Примерно в то же время на земли Панамы стали приезжать евреи из более удалённых мест Европы, таких как Россия и Балканы.
С другой стороны, даже перед Первой Мировой войной официальных евреев в Панаме было всего лишь несколько сотен, что частично может быть объяснено как влиянием христианства, так и смешанными браками.
В конце 1930-х в страну стали прибывать евреи из бывших османских владений, главным образом из Сирии, Египта и Турции. Именно они создали ортодоксальную организацию Шевет ахим, которая на данный момент является самой крупной еврейской религиозной общиной в Панаме. Тогда же были отмечены попытки религиозной активности евреев и в принадлежавшей США Зоне Канала, из чего, впрочем, мало что вышло.
В период Холокоста еврейские беженцы из Рейха и Восточный Европы во множестве добирались и до Панамы, но часть из них оказалась высланной в США, а часть позднее уехала после разгрома немцев. Оставшиеся сформировали консервативное сообщество Бет-Эль, но особого влияния на общееврейские дела в Панаме она не оказывала.
С момента окончания Холодной войны (Третьей Мировой, если угодно) еврейское население Панамы изрядно прибавляет в числе, достигнув в 2000-е годы около восьми тысяч человек: вдобавок к старым поселенцам в страну продолжали прибывать евреи из Европы и США. На данный момент еврейская диаспора в Панаме является одной из самых значительных по своему числу и занимаемому социально-экономическому положению среди всех еврейских этническо-религиозных сообществ Карибского региона и Центральной Америки.
Современных панамских евреев можно встретить не только в столице страны Панама-Сити, но и на улицах Колона, Давида, Читре и Бокас-дель-Торо. Занимаются чем угодно от крупного банковского бизнеса и торговли до науки и медицины. Из известных общественных деятелей можно упомянуть не только таких евреев как живописец Дзенчарски или музыкант де Кастро, но и даже целого (юридически) панамского президента Дельвалье (1985-89-е годы).
Кстати сказать, и Омар Торрихос и Мануэль Норьега, несмотря на радикализм своей политики, к евреям относились вполне спокойно. И всё же экономические мероприятия этих правителей достаточно серьёзно ударили по благосостоянию общин, в результате чего евреи в общем и целом поддержали ввод американских войск и последующее свержение диктатора Норьеги зимой 1989-го года. Возглавивший позднее страну президент Эндара не только не стал преследовать евреев, но также запретил открывать в стране представительство Организации Освобождения Палестины.
С самим же Израилем официальные отношения были установлены ещё в 1960-е годы и не только ради галочки. Израильский бизнес достаточно активно вкладывался в панамское сельское хозяйство и некоторые виды промышленности. Панама же в рамках деятельности ООН часто занимала и занимает произраильские позиции.
В современной Панаме действует шесть синагог, из которых половина в столице, две в Колоне и одна в Давиде. В середине 20-го века при еврейской общине была основана школа Instituto Alberto Einstein (Институт Альберта Эйнштейна) в ней, как и в некоторых других еврейских учебных заведениях, учатся и дети христиан, так как качество образования весьма высокое.
Автор: Дэнко Алалич