Драгоценные знания панамских индейцев племени бора: магические ритуалы, способные даровать освобождение духа и величие тела

Драгоценные знания панамских индейцев племени бора: магические ритуалы, способные даровать освобождение духа и величие тела

От причальных стенок Панама-Сити каждый день на все стороны света уплывают, тревожно издавая в туманном утре гудки, пароходы и корабли. Отсюда везут ценные грузы, упаковки душистых бананов и сытых, огромных крабов и омаров. Приезжают сюда путешественники со всего света. Панама-Сити привлекательный для многих жителей мира город: здесь красиво, здесь царит настоящая латиноамериканская свобода. Здесь все еще можно встретить тех, кто хранит древние тайны.

Мало кто знает буквально единицы жителей Земли и небольшая горстка местных жителей Панама-Сити о том, что сравнительно неподалеку, в почти граничной стране южноамериканского континента, в лесах полнокровной Амазонии находится обиталище местных шаманов. Если пробираться сквозь чащи от маленького поселения Икитос, то рано или поздно Вы поймете, что попросту заблудились нехожеными тропами шаманы огибают вековые секвойи и раскидистые пальмы. Нет здесь ни дорог, ни затесей, никакая птица не огласит тревожным вскриком густые, переплетенные лианами, джунгли. Только сырые набрякшие капли срываются по толстым листьям до самой влажной земли, распугивая лягушек и змей.

Добраться до Икитос можно самостоятельно, а найти поселения шаманов только с помощью опытных проводников. В Панама-Сити найти таковых можно: но нужно знать места. И места эти знают сами шаманы. Они наперечет могут назвать тех, кому доверено участвовать в таинственных ритуалах. Волей-неволей уверуешь в их чудодейственность такая завеса тайны не будет скрывать нечто неважное. Панама-Сити находится на перешейке, связывающем Южную и Центральную Америку, а это значит, что добраться до побережья можно исключительно на паромах, или с помощью велобайков, вездеходов и прочих подручных средств по глухим топям Дарьенского пробел, а уже затем по Панамериканскому шоссе, пересекая границы сопредельных стран, посетить утопающий в зеленой листве городок.

Приток Амазонки Итайо единственный ориентир, позволяющий точно определить место дислокации. Вдоль его поймы на небольшом отдалении и размещены хижины индейцев племени Бора tambos.

Если иные перуанские мифы хранят отголоски сведений об этом уникальном и немногочисленном племени, то современные представители этого народа превосходят по описаниям даже самые смелые предположения. Бора (или бора-бора)  это племя, которое существовало в горах Анд и близ окружья озера Титикака еще во времена зарождения начальных эпох. Так гласят легенды. Считается, что представители племени Бора  потомки последних майя. Шаманизм у этих индейцев  понятие скорее генетически обусловленное, подкрепляемое образом жизни и факторами воспитания. Самых первых лет своего рождения родители племени учат детей никогда не смотреть в глаза собеседнику, а смотреть в разные стороны. Если же собеседник обращается к целой аудитории, то шамана можно распознать моментально. Истинный исполнитель культа попросту повернется к говорящему спиной. Кроме того, у большинства индейских племен прямой взгляд в глаза собеседнику в принципе считается некорректным. Знания и предпосылки этого принципа поведения утеряны, а привычка и бонтонный ритуал остались прежними.

Некогда Икитос считался столицей производства каучука. И именно отсюда уходили в далекое плавание суда по великой Амазонке. Но секвойи истощили свой казавшийся бездонным запас, и пришло время, когда от былой роскоши остались на улицах города лишь мраморные обители да увитые плющами веранды, где проживали богатеи и торговцы черным золотом.

Икитос узнаваем. Здесь находится самый обширный в Перу рынок по продаже шаманской утвари, шкур диких хищников (кайманов и ягуаров), внутренности змей, а также можно  на прилавках найти и черепа, отвары, снадобья, разложена и  прочая магическая снедь и атрибутика. Многие вещички приобретают путешественники и торговцы: везут из в Панама-Сити, чтобы потом, через Панамский канал, отправить в страны Европы и Азии. Но слишком ретивым исполнителям культовых мероприятий сами представители Бора не советовали бы покупать ритуальные принадлежности. Слишком сильна напитавшая предметы культа энергия, слишком велика опасность попросту зачахнуть, обзаведясь опасной игрушкой. Для Икитоса вообще туристический бизнес чуть ли не единственный источник доходов. Именно по этой причине Вам с удовольствием продадут в этом местечке чудодейственных исцеляющих личинок, голову змеи и вообще множество загадочных непонятных для европейского человека сувениров. Все таинственное влечет это отменный источник обогащения для местных мастеров.

Путешественники, конечно же, могут увидеть воочию представителей Бора-Бора, но это будет лишь верхушка айсберга. Индейцев племени можно отличить по характерным соломенным одеяниям и необычным головным уборам из перьев у женщин и из соломенных кругов у мужчин. Любопытно также отметить, что представители племени используют особенное оружие плевательное ружье. Секреты его использования и изготовления передаются от отца к сыну, и ни одно племя не использует иной вид оружия, чем то, которое считается основным. Индеец, владеющий луком, никогда не возьмет в руки духовое ружье, и наоборот.   Туристы приедут в деревеньку, расположенную неподалеку от Икитоса. Яркие представители рода, разукрашенные перьями, косточками растений, бусами из камней и клыков женщины, воинственного вида с копьями мужчины, колоритно одетые ребятишки казалось бы, вот они, те самые носители сакральных знаний. Не тут-то было Огромные ананасовые плантации отделяют деревеньку от истинных домиков шаманов: найти их в лесу могут лишь те, кто бывал тут неоднократно.

Почему индейцы Бора освоили именно береговую линию Амазонки, а не, скажем, той же Колорадо? По преданиям те, кто впервые прикасается к глади водной поверхности реки, испытывает щемящую, пронзительную радость. Так великая река мира передает человеку свою потрясающую энергетику. Здесь человеку дано испытать множество откалиброванных до совершенства эмоций: от гнетущей ярости и раздражения, до невероятной эйфории, от кислой, снедающей тоски до блаженного, божественного почти просветления. Сами шаманы Амазонии утверждают, что одни только испарения реки способны исцелить человека и принести в его душу долгожданную гармонию. Главный шаман, имя которого находится у местных под запретом, но о нем все знают  Дон Артидор шаман искусства аяхуаскеро. Аяхуаскеро это умение изготавливать целебный отвар из специального вида тропических лиан, которые содержат алкалоиды (гармалин, гармин, d-тетрагидрогармин, N,N-диметилтриптамин (ДМТ)), а также фитонциды. Лоза эта произрастает в Колумбии и Перу, в лесах Эквадора. Она имеет множество наименований: лоза мертвых, лоза душ, яхе, яге, и, собственно, аяхуаску. Вообще, дословный перевод названия с языка кечуа таков: уаска означает веревка, лиана, а айя  дух, предок. Звук х в сочетании слова произносится невнятно, с аспирацией, отчего слово приобретает характерный оттенок таинственности. С древних времен шаманы использовали этот отвар для исцеления больных, вхождения в мир усопших, для ритуалов магического самосовершенствования. Дон Артидоро лечит бесплатно и исключительно своих. К нему приходят местные обитатели, а иногда гости из большого мира. В Панама-Сити есть несколько людей, которые знают о местонахождения шамана, но молча носят в себе эту тайну.

На церемонии приготовлении отвара исполняются древние песни Икарос, напоминающие нежные, даже мелодичные колыбельные народов Балканского полуострова. Искусство аяхуаскеро это и умение выбрать день и час для приготовления снадобья, и правильный подбор певчих, которые будут создавать необходимый энергетический фон во время процесса. Это и знание самого рецепта. Лиана режется на определенное количество отрезков, мельчится с помощью специально заговоренной деревянной биты. Шаманы стараются бить до тех пор, пока не натрут от усердия на руках и пальцах кровавые волдыри. Лиана варится на дне котелка с листьями Чакруны. Отвар готовится трое суток безостановочно. За поддержанием уровня воды и силы огня следят помощники дона Артидоро.

Не менее насыщена деталями церемония снятия пробы с отвара аяхуаску. Все они проводятся в специальных темплях так называемых храмах. Темпли напоминают большие индейские хижины, покрытые пальмовыми листьями, маскирующими их на расстоянии нескольких десятков метров. Не зная, что темпль находится неподалеку, найти его не получится. Церемонии  приема отвара проводятся только в кромешную тьму, под покровом безлунной ночи. Шаман поет заунывную песню, его помощники играют на ударных инструментах. На свет костра слетаются огромные, голодные москиты: и выдержать ночное пиршество духа в тишине и стойкости очень сложно. Впрочем, индейцы привыкшие: им укусы лесных вампиров нипочем. Шаман никогда не берется лечить сразу многих людей: вся энергия таинства направлена на одного человека. Поэтому неудивительно, что помощи от дона шамана приходится ждать годами.

Есть и более распространенная церемония, та, о которой слышали наверняка многие жители Панама-Сити. Это церемония лечения с помощью отвара из кактуса Сан Педро. После приема напитка участники церемонии и исполняют упражнения Тай Цзи, нечто близкое к йоговским асанам. Индейцы Бора считают, что в джунглях Амазонии обитает дух кактуса  некое невоплощенное существо по имени Мескалито, которое посещает избранных, дабы помочь им решить накопившиеся нерешенные проблемы.

Плата за посещение шамана, если Вы не имеете родственников среди индейцев символическая. Сам он ее со своего пациента не возьмет никогда, но не задобрить духа леса нельзя: вся боль и зло, ушедшие с дымком костра, вернутся в тело снова. Духи видят все: поэтому никто не осмеливается пренебречь условием возмездности ритуала. Шаману несут одежды, шкуры, украшения, посуду. Самые бедные матери больных детей приносят приготовленную пищу.

Если дух леса убедится, что человек пришел в гости к шаману с добрыми намерениями, то найти Дона Артидоро будет проще, чем остальным. Здесь действуют некие законы Вселенной, которые едины для всех живых существ. Только избранным откроется Дорога Мира. И кто знает, быть может, Вы станете одним из них? Автор: Ирина Соловьева


Leave a Reply