Индейцы Гуна это племенное сообщество, обитающее на островной цепи Сан-Блас, а также вдоль Карибского (Атлантического) побережья республики Панама на территории комарки Гуна-Яла и муниципальных комарок Куна-де-Варганди и Куна-де-Мадуганди. Считая себя принадлежащими к исчезнувшей в истории (помогли европейцы) индейской группе Карибов (Караибов), индейцы Гуна по-прежнему ведут практически тот же образ жизни. Людям из Сан-Блас удалось сохранить свои родоплеменные отношения и в существенной степени удержаться в балансе между природой и современной заорганизованной цивилизацией.
Обществу Гуна характерны матриархальные отношения, родство передается по женской линии. Молодой индеец, как правило, после свадьбы должен жить в доме тёщи, и в течение нескольких лет работать под присмотром на своего тестя. Разводы редки, хотя ничего такого не требуется, всё что нужно чтобы муж собрал вещи и ушёл. Дочери народа Гуна высоко ценятся, поскольку они являются теми, кто в дальнейшем неизбежно увеличит численность и, тем самым, силу семьи и рода.
По неизвестной причине, в среде мужчин Гуна достаточно часто встречается альбинизм. Это становится проблемой, так как под жарким солнцем тропического пояса, альбиносы не в состоянии выполнять те объёмы работы, которые ожидаются от мужчины. Для того, чтобы не быть обузой, они начинают выполнять различные женские обязанности, включая изготовление молы (Mola, женская одежда). Альбиносы не являются выгодными женихами и зачастую их вовсе убеждают не жениться, но вместе с тем общество их не избегает и не принижает.
Вообще, в индейских семьях труд традиционно разделён. Муж занимается сбором кокосовых плодов, выращивает пищу во всех её формах, заготавливает дрова, ремонтирует дом, шьёт одежду для себя и сына, плетёт корзины и вырезает деревянную утварь. Жена готовит пищу, запасает свежую воду из рек, разгружает лодки, шьёт женскую одежду, стирает (видимо, всю) и делает уборку в доме.
Бытовая жизнь индейцев Гуна наполнена великим множеством обычаев, знание которых детям передаётся посредством танцев и песнопений. Также существует определённая система визуального кода, позволяющая сохранять память об обрядовых событиях в орнаменте молы.
Стоит сказать, что традиционная женская одежда Гуна весьма. Кроме того, на лице обязательно наличествует небольшое носовое кольцо (по преимуществу из золота), на руках и ногах нанизаны многочисленные кольца из бусинок, на головах носятся платки, на теле синие саронги цветные молы. Всё это в комбинации производит впечатление предмета искусства, а не повседневности. Мужчины же Гуна всё больше отрываются от корней, носят что попало (можно назвать стилем белого человека) и весьма неряшливо, особенно на фоне своих женщин.
Язык Гуна до сравнительно недавних времён не имел письменности (которая ныне основана на латинице), к тому же испанский очень быстро становится как минимум вторым языком. Кроме того, начинает сказываться обилие туристов из США, равно как и вообще длительное военно-экономическое влияние Штатов. Так что, по крайней мере, индейцы архипелага Сан-Блас начинают всё в большем количестве овладевать английским языком.
Автор: Дэнко Алалич