Панама, небольшое государство с тремя миллионами граждан, имеет самый большой в мире флот – больше, чем у США и Китая вместе взятых. Алийя Сваби исследует, как эта крошечная центральноамериканская страна сделалась повелительницей волн.
Благодаря своему удачному расположению и вытянутой форме, Панаме повезло опекать один из важнейших морских торговых путей в мире: пролив, соединяющий Тихий и Атлантический океаны.
Прошло уже сто лет, как корабли, которые хотели избежать опасного маршрута через мыс Горн, получили альтернативу – Панамский канал.
Это 77-километровое инженерное сооружение, которое называют одним из семи чудес современного мира, ежегодно пропускает через сложную систему шлюзов 14 тыс. судов.
На многих из них развевается флаг Панамы, хотя у этой страны нет давней истории мореплавания.
Панаме принадлежит лишь одна небольшая судоходная линия и ряд компаний, предоставляющих коммуникационные услуги в портах и на канале.
Дешевая рабочая сила из-за рубежа
Большинство торговых кораблей под флагом Панамы на самом деле принадлежат иностранцам, которые хотят избежать строгих требований к мореплавателям в своих странах.
Панама позволяет плавать на условиях так называемой открытой регистрации. Ее флаг позволяет легко регистрировать суда (часто в режиме онлайн) и брать на работу дешевую рабочую силу из-за рубежа. Кроме того, иностранных владельцев не заставляют платить подоходный налог.
Под флагом Панамы сейчас ходит около 8600 кораблей. Для сравнения, США имеет около 3400 зарегистрированных судов, а Китай – не более 3700.
По международному праву, каждое торговое судно должно быть зарегистрировано как принадлежащее к флоту определенной страны, которую называют “государством флага”. Эта страна имеет юрисдикцию над судном, отвечает за соблюдение им правил безопасности и достойных условий труда моряков.
Возможность открытой регистрации, которую порой пренебрежительно называют “выбором удобного флага”, изначально вызвала много споров.
Впервые иностранные суда вошли в реестр Панамы в 1922 году. Это были два американских пассажирских корабля, которые хотели продавать пассажирам алкоголь во время сухого закона. За ними потянулись и другие, владельцы которых не хотели повышать зарплату и улучшать условия труда, как того требовало законодательство США.
После Второй мировой войны флот Панамы начал расти еще быстрее: американские судовладельцы стремились уменьшить расходы, а европейские – избежать высоких налогов.
Спрос на открытую регистрацию нарастал, и другие развивающиеся страны тоже открыли свой флот для всех желающих. Например, США, чтобы построить свой флот нейтральных кораблей во время холодной войны, воспользовались реестром Либерии.
Сейчас Панама имеет наибольший реестр в мире; за ней следуют Либерия, Маршалловы острова, Гонконг и Сингапур. По состоянию на прошлый год почти три четверти кораблей в мире были зарегистрированы под флагом чужой страны.
Для Панамы реестр чрезвычайно выгоден – экономика страны получает полмиллиарда долларов с таможенных сборов, оплаты услуг и налогов.
Однако критики этой системы указывают на то, как легко при таких условиях скрыть информацию о настоящих владельцах кораблей и пренебречь требованиями и правилами. http://www.bbc.co.uk/