Строительство Панамского канала: американцы и Кулебрская выемка

Строительство Панамского канала: американцы и Кулебрская выемка

,5 кубометров перевозили большую часть вынутого грунта, из них составляли длинные составы (при этом между платформами не было промежутков, они были закрыты особыми жёлобами), которые подцепляли к построенным в Америке мощным локомотивам.  

Интересна была система разгрузки. Трёхтонный плуг разгрузчика устанавливался на последнюю платформу, и от него шёл длинный кабель к лебедке на самой передней платформе. Получив питание от локомотива, лебедка начинала быстро притягивать к себе плуг, разгружая тем самым состав из 20 платформ за одно десятиминутное движение. Одна из таких машин однажды установила 8-часовой рекорд, разгрузив за это время 18 составов, то есть свыше пяти с половиной километров платформ и 5780 кубометров грунта. Инженеры подсчитали, что двадцать таких разгрузчиков, для обслуживания которых требовалось 120 рабочих, заменяли собой ручной труд 5666 человек.   

Отвалообразователь явился ещё одним американским изобретением. Он представлял собой дрезину, работающую на сжатом воздухе, по обоим бокам у неё были своего рода крылья, которые можно было опускать или поднимать. Будучи опущенными, они накрывали по несколько метров по сторонам рельсового пути. Двигаясь вперёд, отвалообразователь толкал и разравнивал материал, оставленный разгручиком. Подобно ему же, отвалообразователь выполнял за раз работу пяти-шести тысяч простых рабочих.

 

Ещё одна машина, путепередвигатель, была изобретена американцем Вильямом Бьердом (William G. Bierd), генеральным менеджером Панамских Железных Дорог с сентября 1905-го по октябрь 1907-го. Массивная краноподобная машина поднимала целую секцию дороги рельсы и шпалы и переставляла её в другом направлении, максимально на два с лишним метра за раз. Польза его была особенно велика от того, что пути требовалось постоянно сдвигать сообразно ходу работ. Однажды, потребовав для своего управления дюжину человек, за день такая машина перенесла свыше километра пути, что в противном случае потребовало бы труда более шести сотен рабочих.

Было также использовано значительное число объёмных четырёхсторонних опрокидных вагонеток (то есть самосвалов) фирмы Вестерн и Оливер (Western and Oliver). Так как разгрузка их оказалась весьма затруднительной, вследствие того, что тяжёлая глина прилипала к стальным стенкам, то использоваться они стали практически исключительно для перевозки камней от Выемки до Гатунской плотины (Gatun Dam). Их четырёхсторонняя конструкция сделала невозможным использование разгручика. Многие миллионы кубометров вынутого грунта необходимо было отвести от места извлечения. Часть этого грунта оказалась употреблена для соединения между собой четырёх небольших островов в Панамской бухте (Наос, Перико, Кулебра и Фламенко) с целью сооружения волнолома. По верху этого волнолома проведена мощёная дорога, которая на протяжении нескольких километров проходит по сути по Тихому океану. Район между материком и островом Наос был особенно сложен в плане насыпных работ, так как дно там было мягкое, и целые тонны камней исчезали в нём без следа. Железная дорога и сваи, с помощью которых проводились эти работы, однажды оказались смыты морем, что потребовало повторного их сооружения. В итоге для того, чтобы достичь этими работами острова Наос, строителям потребовалось насыпать в десять раз больше от запланированных объёмов.  

Полученный грунт также был использован для засыпки двух квадратных километров Тихого океана, дабы создать место для постройки города Бальбоа и военного форта Амадор. Миллионы кубометров также ушли на сооружение больших насыпей в джунглях. Самая большая из них, Табернилла (Tabernilla), содержала в себе свыше десяти миллионов кубометров. Другими значимыми насыпями оказались Гатунская плотина и Мирафлорес.

Гатунская плотина, на атлантической стороне, явилась во время своего строительства самой большой дамбой на Земле, а получившееся Гатунское озеро самым большим искусственным водоёмом на планете. Ныне же Гатунское озеро не входит даже в тридцатку подобных озёр. Две дамбы подобного значения были построены на тихоокеанской стороне водослив Мирафлорес (Miraflores Spillway) и, уже в тридцатые годы, плотины Мадден (Madden Dam) выше по реке Чагрес. По завершению Гатунской плотины долина реки Чагрес между Гамбоа и Гатуном как раз и превратилась в Гатунское озеро. Окончание же Кулебрской выемки расширило это озеро через Континентальный Раздел до шлюзов Педро-Мигель (Pedro Miguel Locks).

Земляные оползни по берегам Кулебрской выемки служили источником постоянных проблем для инженеров. Первый такой оползень при американцах произошёл возле Кукарачи 4-го октября 1907-го года, когда сотни кубометров обрушились в Выемку после нескольких дней сильного дождя. В течение десяти дней оползень двигался со скоростью четырёх с лишним метров за сутки. По сей день Кукарача остаётся оползнеопасной зоной.

Нормальный оползень, наподобие того, что происходит в районе Кукарачи, происходит из-за того, что пористый материал, лежащий на твёрдом скальном основании, разжижается водой и на каком-то этапе теряет сцепку с основанием и рушится целыми пластами, зачастую многометровой толщины.

Есть также и другой тип оползней, именуемый структурным или деформационным. В этом случае он зависит уже от геологического строения скальных массивов. В случае с Кулебрской выемкой извлечение материала приводило к тому, что высокие берега теряли устойчивость и рушились под собственным весом, зачастую на самых глубоких участках, сокращая тем самым глубину канала. Наибольшая угроза таких оползней появляется в сухие сезоны, не завися тем самым от дождей.

Два наиболее тяжёлых структурных оползня при американцах имели место быть на восточном берегу Выемки к северу от Золотого холма (Gold Hill) и на западном ввиду деревни Кулебра. Оползень на западном берегу привёл к обрушению нескольких сотен квадратных метров и потребовал для ликвидации своих последствий обратного забора около семи миллионов кубометров материала, плюс потребовалось передвинуть или разрушить некоторые строения в деревне. Оползень на восточном берегу при сравнительно меньших объёмах опять таки вынудил потратить множество лишних усилий.  

Стоит отметить, что на первых порах американские инженеры оказались такими оползнями застигнуты врасплох. В частности, это выражалось в том, что с каждым годом строительства план на извлечение грунта в Кулебрской выемке лишь беспрестанно повышался. В 1906-м планировалось извлечь около 41 миллиона кубометров, а в 1913-м план дошёл уже до 76 миллионов. Впрочем, ещё одним фактором для пересмотра этих объёмов, являлась необходимость по увеличению глубины канала с точки зрения его потенциальной пропускной способности.

Годичный трудовой рекорд по строительству Кулебрской выемки был достигнут в 1908-м году, тогда помимо десятков миллионов очередных кубометров грунта потребовалось также перенести Панамскую Железную Дорогу на более высокий уровень, вследствие грядущего появления Гатунского озера. Это потребовало проложить около 64 километров и было завершено 25-го мая 1912-го года, денег же ушло порядка девяти миллионов долларов.

Вот так вот.
Автор: Дэнко Алалич


Leave a Reply