Панамский канал – уникальное строение Панамы

rest_text_1924Уникальным гидротехническим строением, находящимся в районе Центральной Америки является Панамский канал. Он объединяет Тихий и Атлантический океан, имея длину 81,6 км. Первые идеи его постройки возникли ещё в XVI веке, однако король Испании Филипп II запретил строительство по религиозным мотивам. Первые попытки строительства Панамского канала начались в 1879 году Францией. Однако в связи с коррупционными скандалами и большой смертностью рабочих (как минимум около 20 тыс. человек из-за жёлтой лихорадки и малярии) инициативу перехватили США, заплатив откупные французскому правительству. Из-за отказа сената Колумбии ратифицировать договор, американцы спонсировали сепаратистское движение, в результате чего 3 ноября 1903 появилось новое государство Панама.

18 ноября 1903 был подписан договор Хея-Бюно-Варильи между США и Панамой. Его суть заключалось в доминирующем правом владении США над каналом. Первый корабль переплыл Панамский канал 15 августа 1914 года. Однако вследствие череды оползней в полную силу заработал с 12 июня 1920 года, когда произошло официальное открытие. Согласно данным правительства, финансирование на постройку канала составило 380 млн. долларов. Много лет между Панамой и США возникали конфликты из-за кабального договора. Американскому правительству всё же приходилось идти на уступки.

В конце 1999 канал был передан под юрисдикцию Панамы. Панамский канал, оказывает огромное значение на отрасли экономики и судоходства, значительно сокращая расстояния между портами. Через канал проплывают корабли различных типов – как обычные яхты, так и большие танкеры и контейнеровозы. Из-за своей схемы шлюзов время на прохождение судна составляет приблизительно 9 часов.

В 2006 году по результатам референдума 79 % жителей проголосовали о том, чтобы расширить Панамский канал. До 2014 года на основании проведённой модернизации он будет способен пропускать через себя танкеры с нефтью, водоизмещение которых свыше 130 тыс. тонн. В данном процессе заинтересованы китайские инвесторы канала, потому что благодаря этому гораздо сократится время транспортировки нефти из Венесуэлы в Китай. В процессе модернизации будет углублено дно, а также установлены шире шлюзы. Общие средства на улучшения составят около 5,25 млрд. долларов. По расчётам специалистов прибыль от Панамского канала в бюджет страны к 2015 году составит 2,5 млрд. долларов ежегодно.